Родной ( русский ) язык 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МУУО Прибайкальского района
МОУ "Мостовская ООШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной ( русский ) язык»
для обучающихся 9 класса

Составитель: Голубева Ольга Петровна,
учитель русского языка и литературы

Мостовка 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку составлена на основе Фундаментального
ядра содержания общего образования, авторской программы О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. для 5-9 классов, в соответствии с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленными в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования; основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, в соответствии с учебным планом школы, учебно-методическим комплектом школы на 2021-2022 учебный год. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников на уровне основного общего образования, межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала,
определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и
способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программой предполагается проведение практических, проверочных, творческих, контрольных работ, тематического и итогового контроля, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Программа составлена на основе примерной программы по русскому языку и учебника
«Русский родной язык. 9 класс» авторов О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л.
А. Вербицкая, рекомендованного Министерством просвещения Российской Федерации (Приказ
№345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
Согласно учебному плану для общеобразовательных учреждений для изучения предметной
области «Родной (русский) язык» в 9 классе отводится 0,5 часов в неделю. Данная программа будет реализована в первом полугодии в количестве 17 часов из расчета 1 час в неделю.
Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по русскому зыку,
определяемый Федеральным образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 № 637-p «Об утверждении концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»;



Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 № 1155-p «Концепция
программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации»;



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. Приказов Минпросвещения России от
23.12.2020 № 766);



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об
утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразователь-

ных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий».
Предмет «Родной (русский) язык» составляет единое целое с традиционным школьным
предметом — русским языком. На уроках родного русского языка в курсе русской словесности
изучаются тот же русский язык, только в особом аспекте и в их единстве. Здесь, опираясь на знания о строе, категориях и нормах русского языка, полученные на уроках русского языка, школьники постигают законы употребления языка в разных сферах и ситуациях общения. А также, рассматривая любой (устный и письменный, нехудожественный и художественный) текст как единство содержания и словесной формы его выражения, школьники учатся открывать его смысл через
его словесную ткань. Для этого учащиеся осваивают систему языковых средств, позволяющих
языку выполнять его коммуникативную и изобразительно-выразительную функции, служить материалом, из которого создается все, выраженное словом, а изучаемые на уроках литературы художественные произведения рассматривают как явления одного из видов искусства — искусства
слова.
Актуальность изучения курса
Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с
обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского
языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной
культуры школьника, достижения им ряда образовательных результатов.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования
по предмету «Родной (русский) язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Родной (русский) язык» и достижение учащимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации программы являются:
1. Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
2. Совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
3. Углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное,
этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного. языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;

4. Совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
5. Развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении
знаний.
Программа адресована учащимся 9 классов.
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» предусматривает следующее распределение часов:
Класс

Количество часов в неделю
1

9

Количество учебных
недель
17

Количество
часов в год
17

Программой предусмотрено проведение контрольных и проектных работ. Перечень проектов по учебному предмету «Родной (русский) язык» для учащихся 5-9 классов составлен с учетом
примерных тем проектных и исследовательских работ, представленных в примерной программе
по учебному предмету «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
Класс

Тема проекта
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ

9

Количество часов
1

Учебно-тематический план

Обязательная
часть

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Общее количество
часов

Кол-во часов
теоретической
части

Практические работы

Раздел программы

Контрольные работы

Количество часов в неделю

Кол-во часов
практической
части

8
8
8
Язык и
культура
4
4
4
Культура речи
5
5
4
1
Речь. Речевая
деятельность.
Текст
Итого:
17
17
16
1
Часы из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, отводимые на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей участников образовательных отношений, распределены следующим образом:
№п/п

Разделы программы /тема
Язык и культура (8 ч)

Количество
часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа
Ключевые слова русской культуры
Крылатые слова и выражения в русском языке
Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции
развития современного русского языка
Новые иноязычные заимствования в современном русском языке
Словообразовательные неологизмы в современном русском языке
Переосмысление значений слов в современном русском языке
Стилистическая переоценка слов в современном русском языке
Культура речи (4 ч)
Активные процессы в области произношения и ударения
Трудные случаи лексической сочетаемости
Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложненного и
сложного предложений
Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета
Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)

1
1
1
1

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности
Виды преобразования текстов: аннотации, конспект
Разговорная речь. Анекдот, шутка
Контрольная работа
Официально-деловой стиль. Деловое письмо

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Распределение контрольных работ по четвертям
Количество контрольных работ

Четверть
Вид контроля
Тематическая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
ИТОГО:

3 четверть

4 четверть

ИТОГО

-

-

-

-

1
1

1
1

Используемые технологии, методы и формы работы: для реализации программы курса
русского родного в 9 классе в рамках системно-деятельностного подхода используются педагогические технологии обучения, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также технологии, способствующие формированию УУД.
Образовательные технологии:
технологии развивающего обучения;
информационные педагогические технологии;
технология сотрудничества;
обучение в нетрадиционных системах организации учебного процесса;
технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;
технологии проблемного обучения;
информационно-коммуникационные;
здоровьесберегающие;
технологии современного проектного обучения;
гуманитарно-ориентированная технология;

технология опорных схем;
технология обучения детей с признаками одарѐнности
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
поисковая деятельность;
Формы работы:
фронтальная;
индивидуальная;
групповая;
парная;
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
поисково-конструктивный;
проблемно-поисковый;
исследовательско-творческий;
репродуктивный;
словесный;
наглядный;
практический.
Формы обучения:
беседа;
рассказ;
практикум;
деловая игра;
самостоятельная работа;
проведение наблюдений;
интервью;
викторины;
КВН
реализация проектов
Формы контроля:

итоговый (проводится в конце изучения курса).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
9 класс. (17 часов)
Раздел 1. Язык и культура (8 часов)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (4 часов) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение
произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно,
вопреки; предлогапо с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным
значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное
употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с
Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных
местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 часов)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.
Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.


Планируемые результаты освоения учебного материала
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
определяет перечень предметных результатов изучения родного (русского) языка:
1. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3. Использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4. Расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5. Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации и стилю общения;
7. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
1. Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента
у выпускника сформируется:
• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации
России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных
праздников;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание
основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни
и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали.
В рамках ценностного и эмоционального компонента
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и
других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании
моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения
целей;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого
расхода ресурсов на решение задачи;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с
позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать
в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного
межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности
оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между
членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам
проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение
понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков
к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных
связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Формирование ИКТ - компетентности учащихся
Выпускник научится:
Обращение с устройствами ИКТ
• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения
при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными
экранами.
Фиксация изображений и звуков
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения
эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для
фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с
поставленной целью;
• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
• проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;
• осуществлять видеосъѐмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием
возможностей специальных компьютерных инструментов.
Создание письменных сообщений:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом
средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников
обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и
текста на иностранном языке.
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений:
• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления
для самостоятельного просмотра через браузер;

• работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные,
классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;
• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве,
отказываться от потребления ненужной информации.
Коммуникация и социальное взаимодействие:
• выступать с аудио-видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудио-видеофорум, текстовый форум) с использованием
возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве
образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев,
совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к
частной информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации:
• использовать различные приѐмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы,
строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приѐмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в
частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и
размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
Обращение с устройствами ИКТ
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Коммуникация и социальное взаимодействие
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнѐрами с использованием возможностей Интернета (игровое и
театральное взаимодействие).
Поиск и организация хранения информации
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приѐмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приѐмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путѐм научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приѐмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно - научные методы и приѐмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание,
объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приѐмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приѐмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приѐмы художественного познания мира: целостное отображение
мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения
и переработки полученной информации и еѐ осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного
материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в
целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения
и переработки полученной информации и еѐ осмысления.
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Предметные результаты изучения предмета «Русский родной язык»:
Изучение предмета «Русский родной язык» должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии
с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях
и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предмета «Русский родной язык»:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учѐта знаний учащихся по
русскому языку. Развѐрнутый ответ ученика должен представлять собой связ ное, логически последовательное сообщение на определѐнную тему, показывать его умение прим енять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии: 1) полноту и пр авильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даѐт пр авильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может
обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал п оследовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик даѐт ответ, удовлетворяющий те м же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2
недочѐта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных п оложений данной темы, но: 1) излагаемый материал неполно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил; 2) не достаточно глубоко и доказательно
обосновывает свои суждения и не приводит свои примеры; 3) излагает материал непосл едовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соотве тствующего раздела, изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определ ений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьѐ з-

ным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание
материала.
Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ (к огда на проверку подготовки ученика отводится определѐнное время), но и за рассредот оченный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выв одится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались о тветы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5—9 классах проводятся в соответствии с требованиями
раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объѐм текста для подробного изложения: в 5 класс е — 100—150 слов, в
6 классе — 150—200, в 7 классе - 200—250, в 8 классе — 250—350, в 9 классе — 350—
450 слов.
Объѐм текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может
быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не пров одится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объѐм классных сочинений: в 5 классе —
0,5—1,0 страницы, в 6 классе — 1,0— 1,5, в 7 классе — 1,5—2,0, в 8 классе — 2,0—3,0, в
9 классе — 3,0—4,0 страницы.
К указанному объѐму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так
как объѐм ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля
и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего разв ития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2)
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей выск азывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится з а
содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается
оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выраз ительность речи; число речевых недочѐтов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка

«5 »

Основные критерии оценки
Содержание и речь
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Грамотность
Допускаются: 1
орфографическая,
или 1 пунктуационная,
или
1
грамматическая
ошибка

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В
целом в работе допускается 1 недочѐт в содержании и 1—2 речевых недочѐта

«4 »

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в
изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочѐтов
в содержании и не более 3—4 речевых недочѐтов

«3 »

1.
В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные
фактические неточности.
3.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно
выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочѐтов в содержании и 5 речевых недочѐтов

«2 »

1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех
частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между
ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочѐтов в содержании и до 7 речевых недочѐтов

«1»

В работе допущено более 6 недочѐтов в содержании и более 7
речевых недочѐтов

Допускаются: 2
орфографические
и 2 пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные
ошибки
при
отсутствии
орфографических
ошибок, а также 2
грамматические
ошибки
Допускаются: 4
орфографические
и 4 пунктуационные ошибки, или
3 орфографические ошибки и 5
пунктуационных
ошибок, или 7
пунктуационных
ошибок при отсутствии
орфографических
ошибок
Допускаются: 7
орфографических
и 7 пунктуационных ошибок, или
6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок,
5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,
8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок,
а также 7 грамматических ошибок
Имеется более 8
орфографических,

7
пунктуационных и 7 грамматических ошибок
Примечания. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность,
оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и реч евого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют
повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объѐм сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличен ных для
отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотн ости «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках
или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—
6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объѐма сочинения не приним ается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не ра скрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовл етворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и
негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведѐнные в разделе
«Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащег ося; 2) этап обучения; 3) объѐм работы; 4) чѐткость, аккуратность, каллиграфическая пр авильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4»
ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но испр авил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и с одержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особе нностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей
по количеству слов объѐм диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2
исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определѐ нного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных
ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого
вида.
Итоговые оценки
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой
и отражает в обобщѐнном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: у своение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орф ографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое
предшествующих оценок. Решающим при еѐ определении следует считать фа ктическую
подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для
того чтобы стимулировать серьѐзное отношение учащихся к занятиям на протяжении вс его учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их

текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаѐтся оценкам,
отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, реч евыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на
протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений
за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2» или
«1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по
литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на стран ицах по литературе.
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии

Показатели

актуальность
проблемы
и
темы;
1.Новизна реферированного новизна
и
самостоятельность
в
постановке
проблемы,
в
фортекста.
мулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
Макс. - 20 баллов
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы.
Макс. - 30 баллов

3. Обоснованность выбора
источников.
Макс. - 20 баллов

4. Соблюдение требований
к оформлению. Макс. - 15
баллов

5. Грамотность.
Макс. - 15 баллов

соответствие
плана
теме
реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по
рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
- круг, полнота использования литературных источников по
проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
грамотность
и
культура
изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
соблюдение
требований
к
объему
реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических
погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.
Оценивание реферата

Реферат оценивается по 100 - балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;

• 50 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
Критерии оценивания проекта
Критерий постановки цели, гипотезы, планирование путей еѐ достижения
(максимум 3 балла)
Цель не сформирована
Цель определена, но план еѐ достижения отсутствует
Цель определена, дан краткий план еѐ достижения
Цель определена, ясно описана, дан подробный план еѐ достижения
Критерий глубины раскрытия темы проекта
(максимум 3 балла)

0
1
2
3

Тема проекта не раскрыта
Тема проекта раскрыта фрагментарно
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы.

0
1
2

Тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания,
3
выходящие за рамки школьной программы
Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования
(максимум 3 балла)
Использована неподходящая информация
Большая часть представленной информации не относится к теме работы

0
1

Работа содержит незначительный объѐм подходящей информации
из ограниченного числа однотипных источников
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

2
3

Критерий личной заинтересованности автора, творческий подход к работе
(максимум 3 балла)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьѐзную заинтересованность автора,
предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением
автора к идее проекта
Критерий соответствия требованиям оформления письменной части
(максимум 3 балла)
Письменная часть проекта отсутствует
В письменной части работы отсутствуют установленныеправилами порядок и чѐткая
структура, допущены серьѐзные ошибки в оформлении
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами,
придать еѐ соответствующую структуру
Работа отличается чѐтким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами
Критерий качества проектного продукта (максимум 3 балла)
Проектный продукт отсутствует
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

0
1
2

3

0
1
2
3

0
1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала

2
3

Критерии оценивания презентаций учащихся
Оценка
Содержание

5
Работа полностью
завершена
Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов
Даны интересные
дискуссионные материалы. Грамотно
используется научная лексика

Дизайн

Графика

4
Почти полностью
сделаны наиболее
важные компоненты работы
Работа демонстрирует понимание основных моментов,
хотя некоторые детали не уточняются
Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется,
но иногда некорректно.

3

2

Не все важнейшие компоненты работы
выполнены
Работа демонстрирует понимание, но неполное

Работа сделана
фрагментарно и
с помощью учителя
Работа демонстрирует минимальное понимание

Дискуссионные
материалы есть в
наличии, но не
способствуют
пониманию проблемы. Научная
терминология
или используется мало или используется некорректно.
Ученик иногда
предлагает свою
интерпретацию

Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных
терминов

Почти везде выбирается более эффективный процесс

Ученику нужна
помощь в выборе эффективного
процесса

Ученик может
работать только
под руководством учителя

Дизайн есть

Дизайн случайный
Нет постоянных
элементов дизайна. Дизайн
может и не соответствовать содержанию.
Параметры
шрифта недостаточно хорошо
подобраны, могут мешать восприятию
Графика мало
соответствует

Дизайн не ясен

Ученик предлагает
собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения,
аналогии)
Везде, где возможно выбирается
более эффективный
и/или сложный процесс
Дизайн логичен и
очевиден
Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.

Ученик в большинстве случаев предлагает собственную
интерпретацию или
развитие темы

Все параметры
шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

Параметры шрифта
подобраны. Шрифт
читаем.

Хорошо подобрана,
соответствует со-

Графика соответствует содержанию

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию.

Интерпретация
ограничена или
беспочвенна

Элементы дизайна мешают
содержанию,
накладываясь на
него.
Параметры не
подобраны. Делают текст
трудночитаемым
Графика не соответствует со-

Грамотность

держанию, обогащает содержание
Нет ошибок: ни
грамматических, ни
синтаксических

Минимальное количество ошибок

содержанию

держанию

Есть ошибки,
мешающие восприятию

Много ошибок,
делающих материал трудночитаемым

Критерии оценки за тест
«5»- верно выполнено более 90% заданий;
«4»- верно выполнено более 70- 89 % заданий;
«3»- верно выполнено более 51- 69 % заданий;
«2»- верно выполнено 50% и менее.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения
по учебному предмету «Родной (русский) язык»
Программа:
авторская программа под редакцией Т.А. Ладыженской, М. Т.Баранова., Л.А. Тростенцовой и др.
Научный редактор – акад. РАО Н. М. Шанский, 2014. примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного
общего образования одобрена Решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (Протокол от 31 января 2018 года №2/18)
Учебники и учебные пособия для учащихся:
«Русский язык. 9класс» Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова., Просвещение, 2014
Учебно-методические пособия для учителя
Программа:
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016
Учебник «Русский язык. 9класс» Авторы:Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина,
О.М. Александрова., Просвещение, 2014
2.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Обучение русскому языку в 9 классе:
Пособие для учителей и методистов.
3.Плакаты по русскому языку для 5-9 классов по разделам русского языка.
4.Учебные словари.
5.Н.В. Егорова, В.Н. Горшкова «Поурочные разработки по русскому языку». Москва «ВАКО»,
2012г.
6.Г.Н. Владимирская Уроки русского языка в 9 классе Книга для учителя. Москва ТЦ «Сфера»,
2011г.
7. Научно-методический журнал «Русский язык в школе». Москва ООО «Наш язык».
8.Научно-популярный и учебно-методический журнал «Русский язык в школе и дома». Москва
ООО «Наш язык».
9.А.Б. Малюшкин Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва ТЦ «Сфера», 2010 г.
10.С.В. Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе. Ростов –на-Дону «Феникс» 2014
г.
11.Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и
литературы. Казань: РИЦ «Школа», 2010
Учебники и учебные пособия для учащихся:

1. Учебник «Русский язык. 9класс» Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов,
Л.А.Чешко, Н.А. Николина, К.И. Мишина, И.В. Текучева, З.И. Курцева, Л.Ю. Комиссарова
М. - Просвещение, 2019
2. Подготовка к итоговой аттестации по курсу "«Русский язык»: 9 класс / Под редакцией –
Н.А.Сениной Р-Д.: Легион, 2017.
3. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под ред. И.П. Цыбулько-М.: Издательство «Национальное образование», 2017.
4. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Углубленное изучение: учебник для общеобразовательных учреждений. / В.В. Бабайцева-М.: Дрофа, 2014. (дополнительный учебник для расширенного изучения предмета);
5. Русский язык. Русская речь. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /
Е.И.Никитина. –22-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2015. (дополнительный учебник
для расширенного изучения предмета);
Дополнительная литература:
1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993
2. Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. - Саратов,
Лицей, 2002
3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
4. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
5. Голуб И.Б. Риторика: учебное пособие. М., Эксмо, 2005
6. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском
языке. СПб., 2000.
7. Львова С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М., Дрофа, 2000.
8. Мазнева О. А. Практикум по стилистике русского языка, учебное пособие. М, Дрофа, 2006.
9. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., Айрис, 2003
10. Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка. 5-е изд. М., 2005
11. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. М-.: Издательство «Экзамен», 2016.
Интернет-ресурсы
1.Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny.
2.Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop.
3.Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера.
URL:http://starling.rinet.ru/indexru.htm.
4.Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL:
https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova.
5.Азбучные истины: URL: http://gramota.ru/class/istiny
6.Академический орфографический словарь: URL://http:gramota.ru/slovari/info/lop
7.Вавилонская башня. Базы данных по словарям С.И.Ожегова, А.А.Зализняка, М.Фасмера: URL:
http://starling.rinet.ru/index.ru
8.Вишнякова
О.М.
Словарь
паронимов
русского
языка.
URL://http:сlasses.ru/grammar/122.Vishnyakova
9.Древнерусские берестяные грамоты. URL://http:gramoty.ru
10.Какие бывают словари. URL://http:gramota.ru/slovari/types
11.Культура письменной речи.URL: http://gramma.ru
12.Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru .
13.Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types .
14.Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru .
15.Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru .
16.Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru .
17.Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs .

18.Образовательный портал Национального корпуса русского языка.URL: https://studiorumruscorpora.ru
19.Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
20.Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
21.Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
22.Православная
библиотека:
справочники,
энциклопедии,
словари.
URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
23.Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
24.Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
25.Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
26.Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
27.Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru
28.Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
29.Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
30.Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН).
URL: http://dict.ruslang.ru
31.Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su
32.Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru
33.Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
34.Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
35.Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
36.Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://etymolog.ruslang.ru
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Кабинеты русского языка и литературы оснащены автоматизированным рабочим местом
учителя, интерактивным комплексом, многофункциональным печатающим устройством, выходом
в Интернет. На уроках, при необходимости, используются мобильный класс.
Печатные пособия
1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.
2. УМК по русскому родному языку для 9 класса
3. Портреты выдающихся деятелей (ученых-лингвистов, писателей)

Календарно-тематическое планирование уроков по учебному предмету
«Родной (русский) язык» 9 класс
№
п/п

1

2
3

Дата проведения
По
По
пла- факту
ну

Наименование раздела/
темы урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Язык и культура (8 часов)
Отражение в русском
1
Работают с текстами (сравниязыке культуры и истовают высказывания о языке),
рии русского народа
что объединяет высказывания,
делают вывод; творческий проект «современная языковая ситуация» (отвечают на вопрос:
«Причины засорения русского
языка». Лингвистический и
стилистический анализ текста
по плану
Ключевые слова русской 1
Работают с текстами, выполкультуры
няют задания по карточкам
Крылатые слова и выра1
Работают с текстами ( находят
жения в русском языке
крылатые выражения); выполняют задание по карточкам(
находят фразеологизмы, крылатые выражения, заменяют
выражения другими словами

4

Развитие русского языка
как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка

5

Новые иноязычные заимствования в современном
русском языке

6

Словообразовательные
неологизмы в современном русском языке

7

Переосмысление значений слов в современном
русском языке
Стилистическая переоценка слов в современном русском языке

8

Количество
часов

1

Домашнее
задание

Ответ на вопрос «Культурный человек. А какой
он?»

§2, упр. 14
Найти крылатые выражения в
текстах, песнях, кинофильмах и
записать
Работа с текстом публицистического
и разговорного стилей

«Неологический бум», создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов, работа с
текстом, с соблюдением лексических норм русского зыка
Понимают роль заимствован- §6, упр. 50
ной лексики в современном
русском языке; распознают
слова, заимствованные русским
языком из языков народов России и мира.
Анализируют
§7, упр. 60
языковой материал; строят монологическое
высказывание в устной
форме, аргументируют и свою
точку зрения, соотносить
информацию из разных частей
учебника.
Овладение активными процессами в современном русском
языке.
Овладение активными процессами, происходящими в лексике и морфологии на современном этапе развития русского

§8, упр. 70
§9, упр. 82

языка, работают с различными
видами словарей.

9

10

Культура речи (4 часа)
Активные процессы в об- 1
Соблюдают нормы ударения в
ласти произношения и
отдельных грамматических
ударения
формах имен существительных, имен прилагательных;
глаголов (в рамках изученного); различают варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употребляют слова с учетом произносительных
вариантов современной орфоэпической нормы.
Трудные случаи лексиче- 1
Извлекают необходимую инской сочетаемости
формацию из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших
слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и
используют ее в различных видах деятельности.

Составить
словарный
орфоэпический диктант

Привести по
15 примеров
слов

Наблюдают за использованием
выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.

11

12

13

14

Типичные ошибки в
управлении, в построении простого осложненного и сложного предложений
Речевой этикет в деловом
общении. Правила сетевого этикета

1

Работают с текстами, разбира- Составить
ют речевые ошибки (таблица)
таблицу

1

Овладение основными норма- Принести инми русского литературного тервью из
языка и соблюдение их в уст- СМИ
ных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей
для получения информации о
нормах современного русского
литературного языка.

Речь. Речевая деятельность. Текст (5 часов)
Русский язык в Интерне- 1
Демонстрировать образцы безте. Правила информациопасного поведения в Интернеонной безопасности
те.
Виды преобразования
1
Составляют аннотации, контекстов: аннотации, конспекты.
спект

Сообщение
Составить
аннотацию к
тексту, конспект (по выбору)

15

Разговорная речь. Анекдот, шутка

1

16

Итоговая контрольная
работа

1

17

Официально-деловой
стиль. Деловое письмо

1

Выявление особенностей разго- Подготовить
ворной речи, языка худоматериал к
жественной литературы и
уроку
функциональных стилей. Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка.
Проверка уровня подготовленности по родному (русскому)
языку.
Овладение особенностями делового письма, формирование
и развитие умения писать
письма.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».