Родной ( русский ) язык 5-8

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МУУО Прибайкальского района
МОУ "Мостовская ООШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной ( русский ) язык»
для обучающихся 5-8 классов

Составитель: Вильмова Светлана Сергеевна,
учитель русского языка и литературы

Мостовка 2023

1.Пояснительная записка:
Название, автор и год издания авторской учебной программы, на основе которой разработана
Рабочая программа
Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ;
под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020. – 147 с.
Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского
языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и
развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации
родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании;
расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка,
которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде
всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении
знаний.
Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой
истории в связи с историей русского народа; формирование представлений школьников о сходстве
и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных
традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой
картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных
ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического
чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам
других народов нашей страны и мира.
Учебно-методический комплект.
1. Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ;
под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020. – 147 с.
2.Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М.
Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: Просвещение, 2018.
Количество учебных часов, на которое рассчитано изучение предмета, курса, в том числе
тематическое распределение часов и количество часов для проведения контрольных,
лабораторных, практических работ.

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным
результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на
общую учебную нагрузку в объѐме 245 часов: первый год обучения (70 ч), второй год обучения (70
ч), третий год обучения (35 ч), четвѐртый год обучения (35 ч), пятый год обучения (35 ч).
5 класс (34ч):
Раздел 1. Язык и культура
Раздел 2. Культура речи
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Резерв учебного времени
Формы организации учебного процесса.
Формы текущего контроля знаний учащихся (текущий контроль – текущий, четвертной и
полугодовой контроль, промежуточная аттестация – итог за учебный год)
Проект, исследовательская деятельность
Оценочные средства Рабочей программы
Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М.
Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: Просвещение, 2018.
2.Планируемые результаты
Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м классе должно обеспечивать достижение
предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система
планируемых результатов даѐт представление о том, какими именно знаниями, умениями,
навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными
универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания
учебного предмета «Русский родной язык» в 5-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного
общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных
ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной
школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
∙ объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в
жизни человека;
∙ понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств
современного культурного человека;
∙ понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений
значений и форм слов;

∙ объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита;
∙ распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным
компонентом, правильно употреблять их в речи;
∙ распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого
общения;
∙ распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и
литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;
∙ распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок,
объяснять их значения, правильно употреблять в речи;
∙ объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы,
поговорки;
∙ понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и
поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно
употреблять их;
∙ распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного
творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их;
∙ распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в
состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определѐнную стилистическую окраску;
∙ понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и
истории народа, истории языка (в рамках изученного);
∙ понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи
(толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари
эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться.
«Культура речи»:
∙ различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных,
глаголах (в рамках изученного);
∙ соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имѐн существительных,
прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
∙ анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно
употреблять омографы в письменной речи;
∙ различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учѐтом
произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
∙ соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках
изученного);
∙ употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической
сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учѐтом
стилистических норм современного русского языка;

∙ определять род заимствованных несклоняемых имѐн существительных; сложных
существительных; имѐн собственных (географических названий); аббревиатур и корректно
употреблять их в речи (в рамках изученного);
∙ различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного
падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского
рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно
употреблять их в речи (в рамках изученного);
∙ различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
∙ различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять
и исправлять грамматические ошибки в устной речи;
∙ соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять
форму «он» в ситуациях диалога и полилога;
∙ соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в
основе национального речевого этикета;
∙ соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
∙ использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического
значения слова, особенностей употребления;
∙ использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для
определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных
вариантов написания;
∙ использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним
синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста;
∙ использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования,
словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов
грамматической нормы; в процессе редактирования текста.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
∙ анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного
типа: определение понятия, собственно описание;
∙ создавать устные учебно-научные монологические сообщения различных функциональносмысловых типов речи (ответ на уроке);
∙ участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
∙ владеть приѐмами работы с заголовком текста;
∙ уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие,
просьбу, принесение извинений;
∙ создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;
∙ анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
∙ анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты
(народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);

∙ владеть приѐмами работы с оглавлением, списком литературы;
∙ редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
∙ создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат
в письменной форме и представлять его в устной форме;
∙ знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

3.Содержание учебного предмета
♦ Первый год обучения
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека.
Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из
необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской
художественной литературы. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище
материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления
традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.), слова
с национальнокультурным компонентом значения (символика числа, цвета и т. п.), народнопоэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина –
девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка),
прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-царевич, сивка-бурка, жар-птица
и т. п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной
литературе. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и
литературных сказок (битый небитого везѐт; по щучьему веленью; сказка про белого бычка; ни в
сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей
бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого
общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного
ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Слова с суффиксами
субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как
средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами
субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях
художественной литературы разных исторических эпох. Ознакомление с историей и этимологией
некоторых слов. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика,
земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная
специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Слова со
специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определѐнных наименований с
некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барышня – об
изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о
болтливой женщине и т. п., лиса – хитрая для русских, мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная
для русских, символ долголетия, мудрости для тюркских народов и т. п.). Русские имена. Имена
исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются
исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена
популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав
пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определѐнную стилистическую окраску. Названия
общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.
Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте
нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные
варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и
подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Омографы:
ударение как маркер смысла слова (пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас —
атлАс). Произносительные варианты орфоэпической нормы (було[ч’]ная — було[ш]ная, до[жд]ѐм
— до[ж’ж’]ѐм и т. п.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая
печь – микровОлновая терапия). Роль звукописи в художественном тексте. Особенности русской
интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской
речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щѐки, вытягивать шею,
всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы
словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому
им предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имѐн
существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.
Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная‚ разговорная, просторечная); употребление
имѐн существительных, прилагательных, глаголов в речи с учѐтом стилистических норм
современного русского языка (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента;
интернациональный — международный; экспорт — вывоз; импорт — ввоз; блато — болото; брещи
— беречь; шлем — шелом; краткий — короткий; беспрестанный — бесперестанный; глаголить –
говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода:
род заимствованных несклоняемых имѐн существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню,
салями, коммюнике); род сложносоставных существительных (плащпалатка, диван-кровать, музейквартира); род имѐн собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и
ненормативные формы употребления имѐн существительных. Формы существительных мужского
рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и), различающиеся по смыслу: корпуса
(здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные);
меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚
разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа
множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы –
выбора, тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого
этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы
обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имѐн,
названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по
возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к
собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность речи.
Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр,
темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст.
Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи.
Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры
разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебнонаучный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление.
Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности

языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения,
синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы

Всего

Раздел 1. Язык и культура
1.1 Язык и культура
Итого по разделу

9
9

Раздел 2. Культура речи
2.1 Основные орфоэпические нормы.
2.2 Основные лексические нормы.
2.3 Основные грамматические нормы.
2.4 Речевой этикет.
Итого по разделу

3
3
4
3
13

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
3.1 Язык и речь. Виды речевой
4
деятельности.

3.2
3.3

Текст как единица языка и речи.

4
5

1

Итого по разделу

12

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

Функциональные разновидности
языка.

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

6 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы
Раздел 1. Язык и культура
1.1 Язык и культура
Итого по разделу
Раздел 2. Культура речи
2.1 Нормы произношения отдельных

Всего

11
12

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
1

3

грамматических форм.

2.2

Синонимы, антонимы и точность
речи

3

2.3

Нормы употребления имён
существительных и прилагательных

4

2.4 Речевой этикет.
Итого по разделу

3
12

Раздел 3. Речь. Текст
3.1 Этапы работы с тексом
3.2 Тексты описательного типа
3.3 Научный стиль
Итого по разделу

4
4
5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

10

34

2

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

7 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы
Раздел 1. Язык и культура
1.1 Язык и культура
Итого по разделу
Раздел 2. Культура речи
2.1 Типичные орфоэпические и

акцентологические ошибки в
современной речи.

Всего

9
10

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
1

3

2.2

Особенности употребления
терминов в публицистике,
художественной литературе,
разговорной речи

3

2.3

Трудные случаи согласования в
русском языке.

3

2.4

Особенности современного
речевого этикета.

2

1

Итого по разделу

12

Раздел 3. Речь. Текст
3.1 Слушание как вид речевой

4

1

3
3

1

деятельности.

3.2 Доказательство и его структура.
3.3 Научный стиль речи.
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

12

34

2

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

8 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы
Раздел 1. Язык и культура
1.1 Язык и культура
Итого по разделу
Раздел 2. Культура речи
2.1 Типичные орфоэпические и

акцентологические ошибки в
современной речи

2.2
2.3

Нормы употребления терминов

2.4

Особенности современного
речевого этикета.

Трудные случаи согласования в
русском языке.

Всего

12
12
3
3
3
2

Итого по разделу

11

Раздел 3. Речь. Текст
3.1 Информация: способы и

4

средства еѐ получения и
переработки .

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

3.2

Слушание как вид речевой
деятельности. Эффективные
приѐмы слушания

3

3.3

Аргументация. Правила
эффективной аргументации

3

Итого по разделу

11

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

1

1

3

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Всего Контрольные Практические
работы
работы
2

Из истории русской письменности.

1

14.09.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

1

Наш родной русский язык.

1

07.09.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

3

Язык - волшебное зеркало мира и национальной культуры.

1

21.09.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

4

История в слове: наименования предметов традиционной
русской одежды.

1

28.09.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

5

История в слове: наименования предметов традиционного

1

05.10.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

русского быта.

6

Образность русской речи: метафора, олицетворение.

1

12.10.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

7

Живое слово русского фольклора.

1

19.10.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

8

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы,

1

26.10.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

№
п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Всего Контрольные Практические
работы
работы
поговорки.

9

О чем могут рассказать имена людей и названия городов.

1

09.11.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

10

Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка.

1

16.11.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

11

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

1

23.11.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

12

Роль звукописи в художественном тексте.

1

30.11.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

13

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы
современного русского литературного языка.

1

07.12.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

14

Стилистическая окраска слова.

1

14.12.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

15

Речь правильная. Основные грамматические нормы
современного русского литературного языка.

1

21.12.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

16

Род сложных существительных ( плащ-палатка, диван-кровать,
музей-квартира).

1

28.12.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

17

Род имён собственных (географических названий).Род
аббревиатур.

1

11.01.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

18

Нормативные и ненормативные формы употребления имён

1

18.01.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

№
п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Всего Контрольные Практические
работы
работы
существительных.

19

Формы употребления имён существительных.

1

25.01.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

20

Формы существительных мужского рода множественного числа с 1
окончаниями –а(я),-ы(-и.)

01.02.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

21

Литературные, разговорные, устарелые и профессиональные
особенности формы именительного падежа множественного
числа существительных мужского рода.

1

08.02.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

22

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность 1
речи. Средства выразительной устной речи, способы тренировки
(скороговорки).

15.02.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

23

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

1

29.02.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

24

Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста. Как
строится текст.

1

01.03.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

25

Композиционные особенности описания, повествования,
рассуждения.

1

15.03.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

26

Средства связи предложений в тексте. Средства связи частей
текста.

1

22.03.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

№
п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Всего Контрольные Практические
работы
работы
27

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Просьба. Извинение как жанры разговорной речи.

1

04.04.2023 : http://gramota.ru/class/istiny

28

Официально-деловой стиль. Объявление

1

11.04.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

29

Научно - учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста.

1

18.04.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

30

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

1

25.04.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

31

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. 1

02.05.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

32

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица.
Сказка.

1

16.05.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

33

Особенности языка сказки

1

23.05.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

34

Итоговая контрольная работа (мини-проект) «Особенности
языка фольклорных текстов».

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

1

23.05.2024 : http://gramota.ru/class/istiny

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Всего Контрольные работы Практические
работы
1

Из истории русского литературного языка.

1

07.09.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

2

Из истории русского литературного языка.

1

14.09.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

3

Диалекты как часть народной культуры

1

21.09.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

4

Диалекты как часть народной культуры

1

28.09.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

5

Лексические заимствования как результат
взаимодействия национальных культур

1

05.09.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

6

Лексические заимствования как результат
взаимодействия национальных культур

1

12.10.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

7

Особенности освоения иноязычной лексики

1

19.10.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

8

Современные неологизмы

1

26.10.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

9

Отражение во фразеологии истории и
культуры народа

1

09.11.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

10

Отражение во фразеологии истории и

1

16.11.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

23.11.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

30.11.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

Всего Контрольные работы Практические
работы
культуры народа

11

Современные фразеологизмы

1

12

Проверочная работа № 1

1

13

Стилистические особенности произношения и 1
ударения

07.12.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

14

Нормы произношения отдельных
грамматических форм

1

14.11.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

15

Синонимы и точность речи

1

21.11.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

16

Антонимы и точность речи

1

28.12.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

17

Лексические омонимы и точность речи

1

11.01.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

18

Особенности склонения имён собственных

1

18.01.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

19

Нормы употребления имён существительных 1

25.01.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

20

Нормы употребления имён прилагательных,
числительных, местоимений

1

01.02.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

21

Нормы употребления имён прилагательных,

1

08.02.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

1

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Всего Контрольные работы Практические
работы
числительных, местоимений

22

Речевой этикет

1

15.02.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

23

Речевой этикет

1

29.02.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

24

Проверочная работа № 2

1

07.03.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

25

Эффективные приёмы чтения

1

14.03.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

26

Этапы работы с текстом

1

21.03.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

27

Тематическое единство текста

1

04.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

28

Тексты описательного типа

1

11.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

29

Разговорная речь. Рассказ о событии.
Бывальщина

1

18.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

30

Научный стиль. Словарная статья

1

25.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

31

Научное сообщение.

1

02.05.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

32

Научное сообщение. Устный ответ

1

16.05.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

33

Виды ответов

1

23.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

1

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

23.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

Всего Контрольные работы Практические
работы
34

Проверочная работа № 3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
36

1
3

: http://gramota.ru/class/istiny

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Всего

Контрольные
работы

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Практические
работы

1

Исконно русская лексика.

1

04.09.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

2

Особенности исконно русской
лексики.

1

11.09.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

3

Собственно русские слова как база 1
и основной источник развития
лексики русского литературного
языка.

18.09.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

4

Старославянизмы.

25.09.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

5

Роль старославянизмов в развитии 1
русского литературного языка.

02.010.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

6

Стилистически нейтральные,
книжные, устаревшие
старославянизмы.

1

09.10.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

7

Иноязычная лексика в
разговорной речи.

1

16.10.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

1

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Всего

Контрольные
работы

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Практические
работы

8

Иноязычная лексика в
1
дисплейных текстах, современной
публицистике.

23.10.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

9

Речевой этикет в русской
культуре.

1

13.11.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

10

Особенности речевого этикета в
русской культуре.

1

20.11.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

11

Русский человек в обращении к
другим.

1

27.11.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

12

Типичные орфоэпические и
акцентологические ошибки в
современной речи.

1

04.12.2023.

: http://gramota.ru/class/istiny

13

Типичные орфоэпические и
акцентологические ошибки в
современной речи.

1

11.12.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

14

Нормы употребления терминов.

1

18.12.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

15

Особенности употребления
терминов в публицистике,
художественной литературе,

1

25.12.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Всего

Контрольные
работы

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Практические
работы

разговорной речи.
16

Трудные случаи согласования в
русском языке.

1

15.01.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

17

Трудные случаи согласования в
русском языке.

1

22.01.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

18

Трудные случаи согласования в
русском языке.

1

29.01.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

19

Особенности современного
речевого этикета.

1

05.02.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

20

Этикетные речевые тактики и
приёмы в коммуникации.

1

12.02.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

21

Защита проектов.

1

26.02.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

22

Информация: способы и средства
ее получения и переработки.

1

04.03.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

23

Слушание как вид речевой
деятельности.

1

11.03.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

24

Эффективные приёмы слушания.

1

18.03.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

1

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Всего

Контрольные
работы

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Практические
работы

25

Аргументация. Правила
эффективной аргументации.

1

01.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

26

Доказательство и его структура.

1

08.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

27

Виды доказательств.

1

15.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

28

Разговорная речь.
Самопрезентация.

1

22.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

29

Научный стиль речи.

1

29.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

30

Реферат. Учебно-научная
дискуссия.

1

06.05.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

31

Язык художественной литературы. 1
Сочинение в жанре письма.

13.05.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

32

Подготовка к написанию
собственной исследовательской
работы

1

13.05.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

33

Защита проектных,
исследовательских работ.

1

1

20.05.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

34

Защита проектных,

1

1

20.05.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Всего

Контрольные
работы

исследовательских работ.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ 36

36

3

Дата изучения

Практические
работы

Электронные цифровые образовательные ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Всего

Контрольные
работы

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Практические
работы

1

Исконно русская лексика.

1

04.09.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

2

Исконно русская лексика.

1

11.09.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

3

Исконно русская лексика.

1

18.09.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

4

Старославянизмы и их роль в
1
развитии русского литературного
языка

25.09.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

5

Старославянизмы и их роль в
1
развитии русского литературного
языка

02.010.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

6

Старославянизмы и их роль в
1
развитии русского литературного
языка

09.10.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

7

Иноязычные слова в разговорной 1
речи, дисплейных текстах,
современной публицистике

16.10.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

8

Иноязычные слова в разговорной 1
речи, дисплейных текстах,

23.10.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Всего

Контрольные
работы

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Практические
работы

современной публицистике

9

Речевой этикет в русской
культуре и его основные
особенности.

1

13.11.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

10

Речевой этикет в русской
культуре и его основные
особенности.

1

20.11.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

11

Русский человек в обращении к
другим.

1

27.11.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

12

Русский человек в обращении к
другим.

1

04.12.2023.

: http://gramota.ru/class/istiny

13

Типичные орфоэпические и
акцентологические ошибки в
современной речи

1

11.12.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

14

Типичные орфоэпические и
акцентологические ошибки в
современной речи

1

18.12.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

15

Нормы употребления терминов

1

25.12.2023

: http://gramota.ru/class/istiny

16

Особенности современного
речевого этикета.

1

15.01.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

17

Особенности современного
речевого этикета.

1

22.01.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

18

Информация: способы и средства 1

29.01.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Всего

Контрольные
работы

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Практические
работы

еѐ получения и переработки .

19

Информация: способы и средства 1
еѐ получения и переработки .

05.02.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

20

Слушание как вид речевой
1
деятельности. Эффективные
приѐмы слушания Аргументация.

12.02.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

26.02.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

Правила эффективной
аргументации

21

Слушание как вид речевой
1
деятельности. Эффективные
приѐмы слушания Аргументация.

1

Правила эффективной
аргументации

22

Аргументация. Правила
эффективной аргументации

1

04.03.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

23

Аргументация. Правила
эффективной аргументации

1

11.03.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Всего

Контрольные
работы

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Практические
работы

24

Аргументация. Правила
эффективной аргументации

1

18.03.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

25

Аргументация. Правила
эффективной аргументации

1

01.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

26

Доказательство и его структура.
Виды доказательств.

1

08.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

27

Доказательство и его структура.
Виды доказательств.

1

15.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

28

Разговорная речь.
Самопрезентация

1

22.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

29

Научный стиль речи. Реферат.
Учебно-научная дискуссия

1

29.04.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

30

Научный стиль речи. Реферат.
Учебно-научная дискуссия.

1

06.05.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

31

Язык художественной
литературы. Сочинение в жанре

1

13.05.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

1

№ Тема урока
п/п

Количество часов

Всего

Контрольные
работы

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

13.05.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

Практические
работы

письма

32

Язык художественной
литературы. Сочинение в жанре
письма

33

Подготовка к контрольной работе 1

1

20.05.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

34

Итоговая контрольная работа.

1

1

20.05.2024

: http://gramota.ru/class/istiny

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ 36

1

36

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под
ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020. – 147 с.
2.Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М.
Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: Просвещение, 2018.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL:
http://starling.rinet.ru/indexru.htm Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка.
URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru Какие бывают словари. URL:
http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru Культура письменной
речи. URL: http://gramma.ru
Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorumruscorpora.ru
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии,
словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru Русская речь.
URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН).
URL: http://dict.ruslang.ru
Словарь молодѐжного сленга. URL: http://teenslang.su
Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари,
энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://etymolog.ruslang.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Доска аудиторная
2. Доска мультимединая, мультимедийный проектор.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Русский язык. Тематический контроль: 5 класс: рабочая тетрадь/[Т.В.Соловьѐва, Л.И.Журавлѐва,
О.Н.Гулеватая]; под ред. И.П. Цыбулько. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство
"Национальное образование", 202


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».