Орлята России 1-4 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МУУО Прибайкальского района
МОУ "Мостовская ООШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
1-4 классы

Составитель:Красикова Ольга Владимировна
Дружинина Валентина Викторовна
Поважнюк Анастасия Сергеевна
Кожевникова Надежда Андреевна

Мостовка 2023
2

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» разработана на
основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утверждѐн приказом Министерством просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286).
Учебно-методический комплекс Программы развития социальной активности
обучающихся
начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским
детским центром «Орленок».
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе
для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, с учетом учебнометодическим комплексом Программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ
Всероссийским детским центром «Орленок» (авторы-составители Волкова
Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева
И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В.,
Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с
учетом программы воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста
социальноценностных знаний,
отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе
российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему
Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и
ответственности. Задачи курса:
− Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России.
− Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной
принадлежности.
− Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
− Развивать творческие способности и эстетический вкус.
3

− Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать
интерес к физической культуре.
− Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
− Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру. − Формировать ценностное отношение к
знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую
деятельность.
В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные
методы и формы обучения. Формами организации занятий могут быть
занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия.
Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания
исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и
ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в
классе, но и на улице, в парке, в музее.
Большое
значение
для
достижения
планируемых результатов
имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена
в разделах программы.
Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4
классы начинается с первой четверти учебного года. Каждый трек
состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное
творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными
целевыми установками для сохранения смыслов Программы. В
зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы
«Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в
Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который
ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и
классам, а по стажу пребывания детей в Программе. Место учебного
курса в учебном плане
На изучение курса «Орлята России» по учебному плану отводится в 1
классе 33ч в год (1ч в неделю), во 2- 4 классах по 34ч в год (1ч в
неделю).

Содержание учебного курса
1 класс
Трек «Орлѐнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверткопилка.

4

Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти.
Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые
правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более
понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к
процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить
обучающихся с разными способами получения информации.
Трек «Орлѐнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ
трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов
осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше
познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтѐр»,
«волонтѐрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в
котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность
традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет
празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра.
Трек «Орлѐнок – Мастер» –
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка
мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлѐнок – Мастер» поделены на два временных
промежутка: во время первой части трека дети – активные участники
Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ѐлку к новогоднему
празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике.
Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего
дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений
мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен» –
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека –
ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации
этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность
детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная
физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе,
позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная
деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к
своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя
5

значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края
через понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Основная
смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс)
– хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти
своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня
защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников.
Трек «Орлѐнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека –
Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок
– Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с
выходом на природу. Есть возможность использования природных
материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками
деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр.
2 класс
Трек «Орлѐнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека –
конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети
приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в
начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности
классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и
чередования творческих поручений.
1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство
с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От
учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся
работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет
задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие
задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при
выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу»
(мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлѐнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверткопилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных
конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными
способами получения информации, что необходимо для их успешной
деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного
года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.
6

Трек «Орлѐнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка
Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что
можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных
профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два
временных промежутка: во время первой части трека дети готовят
новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне
региона или страны).
Трек «Орлѐнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ
трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год.
Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее
настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может
обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время
учебного года.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от
учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят
снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлѐнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека –
рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок
– Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с
выходом на природу. Есть возможность использования природных
материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением
годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к
семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен
открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и
7

культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я –
хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих
достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны
классы

3-4

Трек «Орлѐнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека –
конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети
приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в
начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности
классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские
микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования
творческих поручений
Трек «Орлѐнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверткопилка 89 Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй
четверти, которая отличается высоким содержанием различных
интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период
дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной.
Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая
мотивация и интерес к учѐбе
Трек «Орлѐнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка
Мастера В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных
промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний
спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для
знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или
страны).
Трек «Орлѐнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ
трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год.
Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
8

эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее
настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может
обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего
учебного года.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека –
чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим
кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные
физкультурно-оздоровительные
мероприятия
позволят
снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлѐнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека –
рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок
– Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с
выходом на природу. Есть возможность использования природных
материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками
деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением
годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок
должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций,
истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ
дело важны для Родины»
Темы треков
Орленок-лидер

9

Критерии
Реализация Программы начинается с данного

9

трека, который позволяет актуализировать/
приобрести опыт совместной деятельности в
коллективе, что необходимо в начале учебного года.
Также занятия трека 15
позволят выявить первичную оценку уровня
сплочѐнности класса и лидеров для дальнейшего
формирования
Орлѐнок – Эрудит

9

Орлѐнок – Мастер

9

Игра
для
подведения
ромежуточных
итогов
частия
в Программе

9

Орлѐнок – Доброволец

9

Орлѐнок – Спортсмен

9

Орлѐнок – Эколог

9

микрогрупп
Вторая четверть отличается высокой мотивацией
у детей на учебную деятельность. В этот
временной промежуток в школах проходят
различные олимпиады. В
рамках трека происходит знакомство ребѐнка с
разными
способами получения информации
Данный трек проходит в два этапа: 1 –
подготовка новогоднего
спектакля/номера/концерта; 2 – знакомство с
мастерами своего дела и лучшими мастерами
региона/страны.
Игра по итогам 3х треков: «Орлѐнок – Лидер»
Орлѐнок – Эрудит» «Орлѐнок – Мастер»
Игру учитель проводит самостоятельно,
используя предоставленные методические
рекомендации
Тематика трека актуальна круглый год, поэтому
учитель может обращаться к имеющемуся
социальному
опыту детей и истории добровольческого/
волонтерского/ тимуровского движения в любое
время учебного года
Различные соревнования, посвященные 23 февраля
и пр. В том числе, в соответствии с возрастом,
можно провести Весѐлые страты, «Папа, мама, я –
спортивная семья» и другие соревнования, чтобы
минимизировать воздействия гиподинамического
кризиса середины учебного года.
Весна – наиболее благоприятный период для
реализации трека. Погодные условия
позволяют
уже часть мероприятий трека проводить за

10

пределами здания школы.

Орлѐнок – Хранитель
исторической памяти

В логике Программы важно, чтобы все треки
прошли до трека «Орлѐнок – хранитель
исторической памяти», так как он является треком,
подводящим итоги участия в учебном году.
Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель
традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители
своих достижений,
Я/Мы – хранители исторической памяти своей
страны
Подведение итогов
В УМК – использование игровых методов
9
диагностики результатов. Основными
участия в
результатами, которые нам необходимо оценить,
Программе в текущем
станут: учебном году
личностное развитие ребѐнка (изменение его
позиции от
«наблюдателя» до «активного участника»); сформированность класса как коллектива; - уровень
принятия/осознания ценностей, заложенных в
Программе
Планируемые результаты освоения учебного курса «Орлята России»

1

9

Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных
результатов.
класс
Личностные результаты:
осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в
классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе
сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассника;
формирование положительной мотивации по отношению к учебнопознавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения;
формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности;
способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в
соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность
умственного труда в жизни человека; осознавать ценность книги – как
источника знаний; формировать нравственно-этические нормы поведения,
которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и
доброжелательности способствовать становлению ценностного отношения к
укреплению здоровья с помощью зарядки; формировать интерес к изучению

11

истории своей страны формирование основ экологической культуры,
принятие ценности природного мира.
Метапредметные результаты:
– познавательные: формировать способность к демонстрации своих
знаний и умений из личного жизненного опыта; развивать способность к
применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли;
формировать умение составлять совместно с учителем общие правила
поведения; формировать умения выделять главное и значимое в полученной
информации; формировать умение обобщать и систематизировать,
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов
(под руководством педагога); формировать умение обобщать и
систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию
изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение
обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога); учиться
ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога); учиться понимать нравственные ценности
общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством
педагога); приобретать опыт составления комплекса упражнений для
зарядки; познавательные: понимать, что информация может быть
представлена в разной форме – книга, фото, видео
– коммуникативные: формировать представления о смысле и значимости

дружбы, межличностные связи в коллективе; формировать представления о
способах выражения дружеского отношения к одноклассникам; формировать
культуру общения в классе и умение подчиняться общим правилам общения;
формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение
ставить общую цель и пути еѐ достижения; формулировать суждения,
слушать собеседника и понимать высказывания других обучающихся;
учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной
работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену
информацией, знаниями со сверстниками; строить аргументированные
высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми; учиться
рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать
говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства
педагога;

12

– регулятивные:

учиться ставить цели и планировать личную
деятельность; учиться открыто демонстрировать свои творческие
способности; учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать
доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно
нормам этики формировать умения эмоционального конструктивного
общения во внеурочной деятельности; понимать и действовать согласно
выделенным ориентирам действий при работе с интеллектуальными
заданиями; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при
работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при
решении интеллектуальных задач; содействовать самореализации каждого
обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных заданий;
содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и
одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно
рационального использования времени и ресурсов, выполнять правила
безопасного труда при выполнении работы; учиться контролировать свои
действия при выполнении зарядки; планировать совместно с педагогом
действия для достижения поставленной цели.

2

Предметные
результаты:
раскрывать
своими
словами
первоначальные представления об основных нормах поведения в классе,
школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе,
формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать,
владеть правилами поведения в классе, школе; формировать умение
применять полученные знания из различных областей в совместной
коллективной деятельности; формировать представления о некоторых
понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления
о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать
представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач;
узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность,
внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные
источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные
коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми;
приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной
среды человека; формировать умение выполнять в определенной
последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас
новыми словами и терминами.
класс
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

13

формирование чувства сопричастности к прошлому, настоящему своей
страны и родного края; формирование представлений о традициях и
семейных ценностях; применение в жизни позитивный опыт, полученный в
результате участия в различных видах внеурочной деятельности; проявление
устойчивого интереса к историческому прошлому своей страны и малой
Родины; осознание значимости изучения краеведения для личностного
развития; формирование уважительного отношения к истории и культуре
своего народа и народов, живущих рядом; развитие
навыков
бесконфликтной коммуникации со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях проявление и раскрытие способностей быть
организатором и инициатором; развитие активности, инициативности,
любознательности
и
самостоятельности
обучающихся;
развитие
познавательного интереса к различным разделам науки; понимание ценности
умственного труда в жизни человека и общества, формирование
положительной внутренней мотивации у обучающихся в процессе решения
нестандартных заданий; формирование первоначальных представлений о
созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об уважении и достоинстве
человека, о нравственно- этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений; становление ценностного отношения к
укреплению
здоровья
человека;
формирование
первоначальных
представлений о научной картине мира, формирование основ экологической
культуры, принятие ценности природного мира.
.Метапредметные результаты:
– познавательные: расширение понятийного аппарата новыми терминами,
свойственными современному лидеру; умение определять главные качества
лидера (честность, активность, ответственность, доброжелательность и др.);
анализирование информации, нахождение причинно-следственные связи;
умение объединять существенные признаки, классифицировать и делать
выводы; систематизирование знаний обучающихся о значении труда в жизни
человека, о качествах людей труда; демонстрация понимания информации,
представленной в объяснении педагога; ориентация в терминах,
используемых в информации педагога; составление небольших комплексов
упражнений физкультминуток и утренней зарядки; формирование умения
обобщать, делать выводы по предложенной педагогом информации;
расширение кругозора и словарного запаса; понимание, что информация
может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, фото,
видео; умение соотносить исторические события во временных рамках:
прошлое, настоящее, будущее.

14

– коммуникативные:
развитие
умений
взаимодействовать
со
сверстниками в микро группах и команде; понимание значения
коллективной деятельности для успешного решения практической задачи;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером; проявление уважительного
отношения к собеседнику; соблюдение в процессе общения нормы речевого
этикета; соблюдение правила ведения диалога; построение несложных
высказываний по предложенному материалу; умение делать выводы на
основе изучаемого фактического материала; умение объяснять другим
особенности выполнения комплекса упражнений; восприятие и
формулирование суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдение правила ведения диалога и дискуссии; умение объяснить
термины «Родина, родной край», хранитель, поколение»; формирование
умения слушать одноклассников, проявлять уважение к мнению других.
– регулятивные: формирование понимания значимости достижения общей
цели для класса; умение понимать и удерживать поставленную задачу, в
случае необходимости обращаться за помощью к педагогу.; умение
выстраивать план своих действий и сохранять последовательность его
выполнения. контролировать ход и результат выполнения действия; умение
действовать согласно составленного плана и соотносить результат действия
с поставленной задачей; желание участвовать в дальнейшей творческой
деятельности; умение корректно задавать вопросы и высказывать своѐ
мнение; умение планировать этапы предстоящей работы в треке «Орлѐнокдоброволец», умение определять цели на занятиях с помощью учителя и
планировать действия.; планирование действия по решению практической
задачи для получения результата; выстраивание последовательности
выбранных
действий.;
умение
проявлять
самостоятельность,
инициативность, организованность при выполнении задания.
Предметные результаты:
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; формирование
первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со
значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи
языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации
общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в
наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с
15

простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные
движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр»,
«добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм;
осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение
осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее
сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение
природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного
поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной
среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных
текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства
для выражения мыслей и чувств.
3-4 классы
Личностные
результаты:
формирование
уважительного
и
доброжелательного отношения друг к другу; формирование положительного
опыта
взаимоотношений
в
коллективе;
формирование
учебнопознавательного интереса к треку «Орлѐнок –Эрудит»;
умение активизировать мыслительную деятельность и совершенствовать
интеллектуальные качества; работа над осознание ответственности за общее
дело; формирование уважительного отношения к культуре своего народа;
формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению
другого человека; формирование понимания значения нравственных норм и
ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
соблюдение правил организации здорового образа жизни; формирование
культуры здорового образа жизни человека; формирование учебнопознавательного интереса к содержанию трека «Орлѐнок – Эколог»;
осознание ответственности за общее благополучие, основы экологической
культуры;
формирование сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны; формирование чувство сопричастности к традициям
своей страны Метапредметные (развивающие):
– коммуникативные: умение проявлять инициативность, активность,
самостоятельность; умение проявлять готовность выступить в роли
организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; умение сравнивать
свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения
поставленных задач, проявлять этику общения; участие в совместной
деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; умение
высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая
в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение рассуждать,
вести повествование, строить своѐ высказывание в соответствии с
поставленной задачей или вопросом; корректно и аргументированно
высказывать своѐ мнение; умение работать в группе, общаться со
сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; признание
возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь
16

свою; умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать,
приводя аргументы; умение сотрудничать и работать в группе, выражать
свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; умение
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение.
− познавательные: умение сравнивать свои качества с качествами лидера;
умение применять базовые логические универсальные действия:
классификация (группировка), обобщение; умение применять базовые
логические универсальные действия: анализ; развивать познавательный
интерес и творческую деятельность; развитие внимания, навыков
самостоятельного
творческого
мышления;
умение
анализировать,
обосновывать свои суждения; умение анализировать текстовую и
видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение составлять
комплекс утренней зарядки через совместную групповую работу;
формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни как
способа сохранения и укрепления личного здоровья;
умение
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения учебной задачи; умение извлекать
информацию, представленную в разных формах; умение делать сообщения
на предложенную тему и рассуждать на представленную тему.
− регулятивные: формирование умения оценивать свои поступки и
действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности,
инициативности, организованности; умение планировать этапы предстоящей
работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их;
умение
планировать
этапы
предстоящей
работы,
определять
последовательность действий, осуществлять контроль и результат своей
деятельности; умение принимать цели и произвольно включаться в
деятельность; активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия; формирование умения оценивать свои поступки и
действия, свои возможности формировать умение оценивать свои поступки и
действия, свои возможности, проявлять готовность изменять себя; умение
принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ
достижения,
самостоятельно
формулировать
цель
урока
после
предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей; формирование умения оценивать свои поступки и
действия, свои возможности; формирование умения применять свои знания в
практической деятельности
Предметные (обучающие): знакомство с понятием «Лидер», со способами
выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человекалидера; формулирование умения строить логические рассуждения;
формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение
знания о разнообразии профессий и их роли; освоение основных мотивов
росписи, разнообразных приѐмов работы; знакомство с понятиями «добро»,

17

«доброволец и волонтѐр», «добровольчество», с качествами волонтѐра и
теми добрыми делами, которые волонтѐры совершают со смыслами
деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других – помощь,
забота); формирование знания о положительном влиянии зарядки на
укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие
здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог;
понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на
природе; знакомство с понятиями ―хранитель‖, «хранитель исторической
памяти», формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям
и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории,
воспитание чувства гордости за достижения малой Родины.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года»
младший школьник: ● понимает важность социально-значимых
ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края,
своей Родины — России, Российского государства; осознаѐт принадлежность
к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовнонравственную культуру своей
семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного
языка, русского языка; сознаѐт и принимает свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учѐтом возраста; ориентирован на физическое развитие с учѐтом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаѐт ценность
труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы,
зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу,
окружающую среду);
● применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате
участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие
в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту
социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, осознаѐт ответственность за свои
поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками
личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе,
обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных
видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет
любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих
вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки
наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях знаний); ● демонстрирует социально-значимую активность в социуме
(демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона,
местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки
общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с
окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать
18

помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный
вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому
здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других
людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к
чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное
отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности
экологических норм; выражает познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности
и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).

19

№

Календарно-тематическое планирование 1 класс
Тема
Кол-во
часов
Подготовительный этап к участию в Программе 4 ч
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в
классе»
«Мы будем друзьями в классе»
«Правила настоящих друзей»
Вводный Орлятский урок
«Орлѐнок – Эрудит» 4 ч.

1

5.
6.
7.
8.

«Кто такой эрудит?»
«Всезнайка»
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
«Подведѐм итоги»
«Орлѐнок – Доброволец» 4 ч.

1
1
1
1

9.
10.
11.
12.

«От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно»
«Доброволец – это доброе сердце»
«Подведѐм итоги»
«Орлѐнок – Мастер» 4 ч.

1
1
1
1

13.
14.
15.
16.

«Мастер – это…»
«Мастерская Деда Мороза …»
«Класс мастеров»
«Классная ѐлка»
«Орлѐнок – Спортсмен» 4 ч.

1
1
1
1

17.
18.
19.
20.

«Утро мы начнѐм с зарядки»
«Сто затей для всех друзей
«Весѐлые старты»
«Азбука здоровья»
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» 4 ч.

1
1
1
1

21.
22.
23.
24.

«Орлѐнок – хранитель исторической памяти»
«История школы – моя история»
«Поход в музей»
«Историческое чаепитие»
«Орлѐнок – Эколог» 4 ч.

1
1
1
1

1.
2.
3.
4.

25.
26.
27.
28.

«ЭКОЛОГиЯ»
«В гости к природе»
«Мы друзья природе»
«Орлята – экологи»

1
1
1

1
1
1
1
«Орлѐнок – Лидер» 4 ч.

29.

«Лидер – это…»

1

20

Дата

30.
31.
32.

«Я хочу быть лидером!»
«С командой действую!»
«Мы дружный класс»
Подведение итогов 1 ч.

1
1
1

33.

Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году

1

Календарно-тематическое планирование 2 класс
№

Тема

Кол-во
часов

Старт программы – 1 ч
1.

Вводный «Орлятский урок»
Орлѐнок – Лидер –4 ч

1

2.
3.
4.
5.

Лидер – это…
С командой действовать готов. Верѐвочный курс
Встреча с тем, кто умеет вести за собой
«Мы дружный класс!»
Орлѐнок – Эрудит – 4 ч

1
1
1
1

6.
7.
8.
9.

Кто такой эрудит?
Развиваемся, играя!
Могу быть изобретателем
Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать». Итоги трека «На
старте новых открытий»
Орлѐнок – Мастер -4 ч
Мастер – это…
От идеи – к делу!
КТД «Классный театр
Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» –
подводим итоги
Подведение промежуточных итогов -2 ч.

10.
11.
12.
13.

14.

Игра по итогам 3-х треков:
«Орлѐнок – Эколог»

1

«Орлѐнок – Эрудит»
«Орлѐнок – Мастер»

21

Дата

15.

Игра по итогам 3-х треков:
«Орлѐнок – Эколог»
«Орлѐнок – Эрудит»
«Орлѐнок – Мастер»
Орлѐнок – Доброволец – 4 ч

16.

От слова к делу.

17.

КТД «Создай хорошее настроение»

18.

КТД «Братья наши меньшие»

19.

Добровольцем будь всегда«Портрет добровольца»
Орлѐнок – Спортсмен – 4 ч

20.

Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!

21.

О спорт, ты – мир!

22.

Спортивная игра «У рекордов наши имена»

23.

Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья»
Орлѐнок – Эколог – 4 ч

24.

ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог?

25.

«Мой след на планете»

26.

Восхищаемся красивым миром

27.

«Шагая в будущее – помни о планете»
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч

28.

Орлѐнок – Хранитель исторической памяти.

29.

Хранитель семейных традиций

30.

Кодекс «Орлѐнка – Хранителя»

31.

Историческое чаепитие

32.

Расскажи мне о России
Подведение итогов –2 ч

33.
34.

№

Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году

1
1

Календарно-тематическое планирование 3-4 классов
Тема
Кол-во
часов
Старт программы – 1 ч

22

Дата

1.

Вводный «Орлятский урок»
Орлѐнок – Лидер – 4 ч

1

2.
3.
4.
5.

Лидер – это… Я могу быть лидером
«В команде рождается лидер»
КТД «Вместе мы сможем всѐ»
«Мы дружный класс!

1
1
1
1

Орлѐнок – Эрудит – 4 ч
6.
7.
8.
9.

Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…
«Игра – это полезно и интересно»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать!»
Орлѐнок – Мастер 4 ч

1
1
1
1

10.
11.
12.
13.

Мастер – это…«Россия мастеровая»
«В гости к мастерам»
«Мастер – это звучит гордо!»
«Путь в мастерство» – подводим итоги
Подведение промежуточных итогов 2 ч.

1
1
1
1

14.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлѐнок – Лидер»
«Орлѐнок – Эрудит» «Орлѐнок – Мастер»
Игра по итогам 3-х треков: «Орлѐнок – Лидер»
«Орлѐнок – Эрудит» «Орлѐнок – Мастер»
Орлѐнок – Доброволец – 4 ч

1

16.
17.
18.
19.

От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Подари улыбку миру!»
«Доброволец – это доброе сердце»
«Портрет добровольца»
Орлѐнок – Спортсмен – 4 ч

1
1
1
1

20.
21.
22.
23.

«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»
«Сто затей для всех друзей»
Спортивная игра «Книга рекордов»
«Встреча-подарок»
Орлѐнок – Эколог – 4 ч

1
1
1
1

24.
25.
26.
27.

ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»
1
КТД «Знаю, умею, действую»
1
Игра по станциям «Путешествие в природу»
1
«Шагая в будущее – помни о планете»
1
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч

28.
29.
30.

«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
«Традиции моей страны»
«Знать, чтобы хранить»

15.

23

1

1
1
1

31.
32.

КТД «История становится ближе»
«Я – хранитель, мы – хранители»
Подведение итогов – 2 ч

1
1

33.

Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году

1

34.

24

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».