Юные Экологи 1-4 кл 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МУУО Прибайкальского района
МОУ "Мостовская ООШ"

Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «Юные экологи»
1-4 классы

Составитель:Красикова Ольга Владимировна
Дружинина Валентина Викторовна
Поважнюк Анастасия Сергеевна
Кожевникова Надежда Андреевна

Мостовка 2023

Пояснительная записка
Программа

курса

«Юные

экологи»

разработана

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи
формирования у младшего школьника умения учиться. В своей теоретической основе
программа опирается на методическое пособие Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В.,
Трафимова С.А. «Наш мир в вопросах и заданиях» адаптированное к условиям
школьного объединения, а также программу А.А.Плешакова «Экология для младших
школьников».
Одной из приоритетных целей воспитания младших школьников является –
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое
воспитание.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот
период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится
правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к
вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно
начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет
на практическую деятельность людей.
К числу важнейших задач курса относятся также воспитание к своему городу, к
своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в
природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и
окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и
обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для
развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы,
творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В соответствии с экологической направленностью

курса программы, особое

внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием,
рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого
невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных
потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи
целостности, которая реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей:

между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и
человеком.
Цель: способствовать формированию экологической культуры обучающихся
начальной школы с активной жизненной позицией.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширить представления об окружающем мире;
- сформировать представления о природных сообществах области;
- познакомить об охраняемых территориях России и своей области;
- сформировать умения и навыки природоохранной деятельности;
Развивающие:
- развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;
- развить мышление, наблюдательность, внимание, память;
- развить способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
-развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Воспитательные:
-

развивать интерес к изучению природы родного края, понимание активной роли

человека в природе;
- формировать уважительное отношение к чужому мнению;
- воспитать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине,
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа «Юные экологи» призвана расширить экологические представления
учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира. В
процессе

наблюдений,

опытов,

элементарной

исследовательской

деятельности,

экологических игр и экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений
человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде
обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить
элементарную созидательную деятельность в природе

Изучение данного курса создаѐт условия для формирования ценностного
отношения учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как
важнейшего компонента экологической культуры.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот
уровень культуры, носителем которого является общество.
Программа рассчитана на 4 года (1-4 классы).
Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год о б у ч е н и я - «Знакомые незнакомцы» (33 часа)
2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)
3-й год о б у ч е н и я – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)
4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу.
Основные п р и н ц и п ы содержания программы:
•

принцип единства сознания и деятельности;

•

принцип наглядности;

•

принцип личностной ориентации;

•

принцип системности и целостности;

•

принцип экологического гуманизма;

•

принцип краеведческий;

•

принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержательные л и н и и :
•

Земля - единая экосистема.

•

Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы.

•

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации
содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу
младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта
экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоциональноположительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о
взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на
занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой,
ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного
выбора поступка по отношению к природе.

Практическая,

деятельностная

направленность

курса

осуществляется

через

исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы
организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические
наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить
основы экоцентрической картины мира у детей.
Средствами

эффективного

усвоения

программы

курса

являются

ролевые,

дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы,
создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков,
театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями,
гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к
совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания,
участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели
экологии, помощь в оборудовании и озеленении

классных комнат, являющейся местом

проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних
заданий.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Личностные:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый
образ жизни;
-

экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность

следовать

нормам

природоохранного,

нерасточительного,

здоровьесберегающего

поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том
числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,
заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса . 1-й год обучения
«Знакомые незнакомцы» - 33 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении
практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле
чудес»
Раздел 1.

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материалы из энциклопедии), чтение рассказа
В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа
«знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в
народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по
содержанию рассказа.
Тема 4.Серый хищник – волк (1час) Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии
о волке чтение рассказа

В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор

фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение

рассказа

В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными
приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверѐк – белка (1час)
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова
«Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .
Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось»
работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 9. Сердитый недотрога - ѐж (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости
к ѐжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ѐжика»
Тема 10. Подземный житель – крот (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики»
Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час)
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ
учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в
группах «Собери мозаику»
Тема 12. Бобр-строитель (1час)
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение
рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (1час)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке.
Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.
Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,
Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Мышка-норушка (1час) Знакомство с мышью, сообщения учащихся,
разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полѐвка»,
разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с
картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,
рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь - «дорогой» зверѐк (1час)
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение
рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок.
Фонограмма звуков джунглей и рѐва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр».
Составление портрета.
Тема 19. Северный олень -самое ценное животное Севера. (1час)
Рассказ учителя о северном олене, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа
В.Бианки. Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьѐ это
меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»
Тема 21. Воробей - самая распространѐнная птица на Земле (1час)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьѐм. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа
В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В.
Зотова «Ворон» . Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа
В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещѐтка»
Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками
пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова
«Дятел».
Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час)
Знакомство

с соловьѐм, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа

«Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 27. Галка - городская птица (1час)
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные
приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем
мозаику».
Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час)
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок ,
Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа
над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнѐзда и птенцы».
Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок.
Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра
«Кто и что ест?»
Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и
анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над

пословицами и народными

приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В.
Зотова «Синица». Работа над

пословицами и народными приметами. Чтение

стихотворения «Дружные сестрички – жѐлтые синички». Рисование птиц с ярким
оперением.
Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (1час)

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание
загадок.

Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова

«знахари».Чтение стихотворения

«Скворец».
Тема 33. «Золотая птица» — иволга. (1час)
Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение
и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра
«птичьи расцветки.
Содержание курса . 2-й год обучения
«Экология моего дома» (34 часа)
«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)
Тема 1. Что такое экология? (1час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при
проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука,
изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь
нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей:
связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере
дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи
между природой и человеком. Разъяснение значения экологии

на основе анализа

примеров
Раздел 1.

«МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (6 часов)

Тема 2. Мой дом (1час)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в
городе
Тема 3. Дом, где мы живем (1час)
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе.
Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.
Тема 4. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час)
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.
Тема 5. Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час)
Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как
ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?
Тема 6. Птицы нашего двора (1час)
Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных
признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие

птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус,
пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена.
Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Тема 7. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (1 час)
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Раздел 2.

«Я И

МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (9 часов)

Тема 8. Моя семья (1 час)
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью
посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала
нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению
общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай
отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить
Тема 9. Соседи-жильцы (1 час)
Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи?
Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа
Тема 10. Мой класс (1 час)
Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для
создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу
Тема 11. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» (1
час)
Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе
Тема 12. Дом моей мечты (1 час)
Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?
Тема 13. Рассказы, стихи о семье (1 час)
Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде
Тема 14. Комнатные растения в квартире, в классе (1 час)
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила
расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста
растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями
Тема 15. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1 час)
Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей
по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений,
произошедших после проведенных работ.
Тема 16. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» (1 час)

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха;
проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени
Раздел 3. «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» ( 7 часов)
Тема 17. Гигиена класса (1 час)
Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим
проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями
(опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными
Тема 18. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час)
Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.
Необходимость в соблюдении правил гигиены
Тема 19. Бытовые приборы в квартире (1 час)
Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в
квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической
плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила
безопасности при их эксплуатации
Тема 20. Экскурсия в школьную кухню (1 час)
Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании
бытовых приборов
Тема 21. Наша одежда и обувь (1 час)
Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ^гигиенические
требования, условия содержания, уход.
Тема 22. Русская народная одежда. Одежда коми охотников. Одежда оленеводов. (1
час)
История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой, одеждой охотника
и оленевода.
Тема 23. Практическое занятие «Русская национальная одежда» (1 час)
Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой
верхнюю одежду?
Раздел 4. «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ» (4 часа)
Тема 24. Вода в моем доме и в природе (1час)
Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода,
которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее
надо экономить? Как можно экономить воду?
Тема 25. Стихи, рассказы о воде в природе (1 час)

Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового
океана
Тема 26. Вода в жизни растений и животных. (1 час)
Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как
животные заботятся о чистоте?
Тема 27. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена». (1час)
Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется,
как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение
температуры воды. Градусник для измерения температуры воды
Раздел 5. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (3 часа)
Тема 28. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час)
Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время
суток
Тема 29. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час)
Влияние тепла и света на комнатные растения
Тема 30. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света (1 час)
Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.
Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведѐнной работы
Раздел 6.

«ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ» (2 часа)

Тема 31. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву (1 час)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке (перекопка, внесение удобрений). Опыт
«Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике
безопасности.
Тема 32. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час)
Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация
дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт
«Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.
Раздел 7. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ» (2 часа)
Тема 33. Воздух и здоровье человека (1 час)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный
воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был
чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма.
Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Тема 34. Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час)
Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.

Содержание курса 3-й год обучения
«Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» - 34 часа
«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)
Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении
наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на
земле.
Тема 2. Мир вокруг. (1 час)
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая
природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия
между растениями и животными.
Раздел 1 .

« ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)

Тема 3. Экология и мы. (1 час)
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа
без человека? Осознание места человека как части природы.
Тема 4.

Осенние работы в поле. (1 час)

Представление

о

видах

сельскохозяйственного

труда,

о

некоторых

сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев.
Пшеница – озимая, яровая.
Тема 5. Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час)
Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и
культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.
Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)
Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на
природу.
Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с
природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита
проекта.
Тема 7.

Осень в лесу (экскурсия) (1 час)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени :
расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные

осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются
зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор
материала для гербария.
Раздел 2 .
Тема 8 – 9.

« НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)

Неживая природа

( 2часа)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на
пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»
Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)
Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле.
Солнце и здоровье
Тема 11. Вода, еѐ признаки и свойства (1 час)
Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах,
форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть,
прозрачность, переходные состояния,
круговорот воды
Тема 12. Берегите воду! (1 час)
Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги.

Источники

загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»
Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)
Почва – необходимая среда для растений

Опыты по составу почвы (вода, воздух,

органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».
Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)
Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по
ее охране
Тема 15 – 16. Погода. Климат. (2 часа)
Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат
теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы
прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой».
Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять
причины (экологические) несовпадения их с реальностью.
Тема 18.

Почему нельзя..? (1 час)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют
сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль

– враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной
обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»
Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)
Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей
неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы
города. Акция «Мы, против мусора!»
Раздел

3.

«ЖИВОЕ

В ПРИРОДЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ»

СВЯЗИ

МЕЖДУ

(9 часов)

Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем
питается? Конструирование модели кормушки.
Тема 21. Кто улетает, а кто остаѐтся (1 час)
Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О.
В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области.
Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени,
о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по
определению птиц края
Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)
Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой
природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита
своей модели
Тема 23. Вода и жизнь (1 час)
Формировать представление о загрязнении воды и еѐ очистке, воспитание ценностного и
рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых
фильтров.
Тема 24. Растения рядом (1час)
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай
растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений
деревьев.
Тема 25. Комнатные растения (1час)
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению
комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному
комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли,
взрыхление почвы, полив)
Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления
корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка
Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоѐма, леса (1 час)
Сформировать

представление

о

разнообразии

дикорастущих

растений,

об

их

экологических особенностях, охране.
Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)
Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.

Работа с

гербариями.
Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)
Тема 29. Съедобные грибы (1 час)
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение
грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов,
выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать
представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с
правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки
Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час)
Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов.
Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для
человека, а для оленя он является лечебным)
Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)
Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые,
кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека.
Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ»
Тема 32.

(3 часа)

Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда
людей весной в поле, в огороде.
Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)
Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки
деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей
Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)
Посадка декоративных растений. Опыты:
1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».

2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление
колышков и этикеток.
Содержание курса 4-й год обучения
«Познавательная экология» - 34 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в
природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со
схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между
растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1.

«СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)

Тема 2. Времена года на Земле (1 час)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных
форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо,
деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)
Смена

естественных

и

регулярных

изменений,

их

взаимосвязь

(количество

растительности – численность травоядных – численность хищников)
Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж
по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Тема 6. Условия жизни растений (1час)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в
экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2.

«ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)

Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов
динозавров.

Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих
видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Республики Коми. Разгадывание
загадок.
Раздел 3.

«РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)

Тема 12. Реки и озера (1час)
Пресная вода. Осадки.
Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки
комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных
водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые
конечности)
Тема 16. Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения
водоемов» (1час)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина
загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы (1час)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям
города (составление и распространении листовок – призывов.
Раздел 4.

«ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)

Тема 20. Жизнь среди людей (1час)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)
Тема 22. Домашние животные (1час)

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах.
Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал

из энциклопедии). Игра – викторина «Породы

собак».
Тема 24. Уход за домашними животными (1час)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки,
хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 26. Люди и паразиты (1час)
Понятие – паразиты. Питание за счѐт других. Работа со справочной литературой.
Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии.
Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5.

«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)

Тема 28. Почва (1 час)
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки.
Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение
механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду.
Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и
значении труда людей весной в поле.
Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на
«Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту
клейстером, приготовленным из пшеничной муки.
Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)
Инструктаж

по

технике

безопасности

с

сельскохозяйственным

инвентарѐм.

Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)

Инструктаж по технике безопасности.

Составление плана – проекта клумбы

(по

цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Тема 34. Декоративные растения (1час)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных
органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия
«кустарник», «дерево», «травянистое растение».

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
«Юные экологи»
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Программа предусматривает достижение 2 уровней результатов:
Первый уровень:
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний об окружающем мире, о
жизни животных о нравственных правилах обращения с объектами природы.
Воспитание позитивного отношения к ценностям общества. Результатом является
понимание

детьми

методов

обработки

информации,

приобретение

опыта

самостоятельного поиска.
Второй уровень: получение самостоятельного социального опыта. Проявляется в
участии школьников в социальной жизни окружающего мира (акциях, конкурсах,

олимпиадах разного уровня).
Итоги программы могут быть представлены через создание детьми презентаций,
отчѐтов о проведении акций в электронном виде, выпуска газет, проведение мастер –
классов, участии в фестивалях, выполнение конкурсных работ на разном уровне
(школьном, муниципальном, региональном, российском)

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения
1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для

детей. -

М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
2. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения
с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
3.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В.
Щетинина. – М, Сфера, 2001.

4. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако//
Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
5. Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. 2000. -- № 6.
6. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - №
1.
7.

Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :
Просвещение, 2001.

8.

Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .:
Просвещение, 2016.

9.

Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А.
Плешаков. – Москва ., 2000.

10. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. /
Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
11. Комнатные растения от А до Я. – М.: Олма-пресс Гранд, 2004.
12. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Давай знакомиться, Мир.
Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2009.
13. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников./
Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.
14. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. /

Начальная школа. - 1993. - № 9. - С.16-20.
15. Данилова М. Занимательная экология / Воспитание школьников. - 2005. - № 5. С.25-33.
16. Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
17. Энциклопедия «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для
младших школьников.

Тематическое планирование
1-й год обучения
«Знакомые незнакомцы» - 33 часа
Количество часов

№
п/п

Тема занятия

1
2

Введение
Дикие животные

1
19

3

Пернатые жители

13

Итого:

33

Тематическое планирование
2-й год обучения
«Экология моего дома» - 34 часа
№
п/п
1
2
3

Тема занятий
Количество часов
Введение

1

Мой дом за окном

6

Я и мое окружение

9

4

Гигиена моего дома.

7

5

Вода - источник жизни

4

6

Солнце и свет в нашей жизни

3

7

Весенние работы

2

8

Воздух и здоровье

2

Итого

34

Тематическое планирование
3-й год обучения
«Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» - 34 часа
Количество
часов

№
п/п

Тема занятия
Введение

1
2
3
4

2

Человек и природа

5

Неживое в природе

12

Живое в природе. Экологические связи
9

между неживой и живой природой.
5

Царство грибов.

3

6

Сельскохозяйственный труд весной

3

Итого:

34

Тематическое планирование
4-й год обучения
«Познавательная экология» - 34 часа
№
п/п
1

Тема занятия

Количество часов

Введение

1

2

Среда обитания.

6

3

Жизнь животных.

4

4

Реки и озера.

8

5

Человек и животные.

8

6

Сельскохозяйственный труд .

7

Итого:

34

Тематическое планирование
1-й год обучения
«Знакомые незнакомцы» - 33 часа
№

Количество часов

п/п
1

Тема занятия

теория

1. Введение (1 час)
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра
«Поле чудес»
2. Дикие животные ( 19 часов)

практика

1
1
9

10

2

Заяц - «Длинное ухо»

0,5

0,5

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

0,5

0,5

4

Серый хищник - волк

0,5

0,5

5

Хозяин леса - медведь

0,5

0,5

6

Любознательный зверѐк -белка

0,5

0,5

7

Куница - охотник на белок

0,5

0,5

8

Лесной красавец - лось

0,5

0,5

9

Сердитый недотрога- ѐж

0,5

0,5

10

Подземный житель - крот

0,5

0,5

11

Всеядное животное — барсук

0,5

0,5

12

Бобр-строитель

0,5

0,5

13

Запасливый бурундук

0,5

0,5

14

0,5

0,5

15

Кабан - дикий родственник домашней
свиньи
Мышка-норушка

0,5

0,5

16

Рысь - родственник кошки

0,5

0,5

17

Соболь - «дорогой» зверѐк

0,5

0,5

18

Тигр - самая большая кошка на Земле

0,5

0,5

19

Северный олень - самое ценное животное
на Севере.
Обобщающие занятие о диких животных

0,5

0,5

3. Пернатые жители (14 часов)

6

7

0,5

0,5

22

Воробей - самая распространѐнная птица на
Земле
Ворона - «интеллектуальная» птица

0,5

0,5

23

Ворон - красивая, умная птица

0,5

0,5

24

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

0,5

0,5

20

21

1

25

«Лесной доктор» - дятел

26

Соловей - «великий маэстро»

27

Галка - городская птица

0,5

0,5

28

Загадочная птица - кукушка

0,5

0,5

29

«Пернатая кошка» - сова

0,5

0,5

30

Любимая птица - снегирь

0,5

0,5

31

0,5

0,5

32

«Сестрицы-синицы» - самые полезные
птички России
Наш добрый сосед - скворец

0,5

0,5

33

«Золотая птица» — иволга

0,5

0,5

16

16

0,5

0,5

1

Итого:

33

Тематическое планирование
2-й год обучения
«Экология моего дома» - 34 часа
№
п/п

Тема занятий

Количество часов
теория

Введение
1

(1час)

1

Что такое экология?
1. Мой дом за окном

практика

1
(6 часов)

3

2

Мой дом

1

3

Дом, где мы живем

1

4
5

Практическое занятие «Уборка школьного
двора»
Деревья твоего двора

6

Птицы нашего двора

7

Практическое занятие «Изготовление
кормушек для птиц»
2. Я и мое окружение
( 9 часов)

3

1
1
1
1
4,5

8

Моя семья

1

9

Соседи-жильцы

1

10

Мой класс

1

11

Практическое занятие «Создание уюта в
классной и игровой комнатах»

4,5

1

Дата
проведения

12

Дом моей мечты

13

Рассказы, стихи о семье

14

Комнатные растения в квартире, в классе

15

Практическое занятие «Уход за комнатными
растениями»
Практическое занятие «Маленький
огород на подоконнике»
3. Гигиена моего дома ( 7 часов)

16

0,5

1

17

Гигиена класса

18

Практическое занятие «Гигиена класса»

19

Бытовые приборы в квартире

20

Экскурсия в школьную кухню

21

Наша одежда и обувь

22

Русская народная одежда и коми
национальный костюм. Одежда оленеводов
и коми охотников.
Практическое занятие «Русская
национальная одежда»
4. Вода - источник жизни (4 часа)

23

1
1
1
3,5

3,5

1
1
1
1
1
0,5

0,5

1
3

24

Вода в моем доме и в природе

1

25

Стихи, рассказы о воде в природе

1

26

Вода в жизни растений и животных.

1

27

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.
5. Солнце и свет в нашей жизни

0,5

1

1

(3

2

28

Солнце, Луна, звезды – источники света

1

29

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные
растения
Практическое занятие по размещению
комнатных растений с учетом потребности
тепла и света
6. Весенние работы
(2 часа)

1

1

часа)

30

31
32

33

1

2

Практическое занятие по подготовке почвы
к посеву
Практическое занятие по посадке растений и
уходу за ними
7. Воздух и здоровье (2 часа)

1

Воздух и здоровье человека

1

1
1
1

34

Практическое занятие «Уборка в классе»

1
18

Итого:

16
34 часа

Тематическое планирование
3-й год обучения
«Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» - 34 часа
№

Количество часов

п/п

Тема занятия
Введение

(2час)

теория
2

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1

2.

Мир вокруг.

1

1. Человек и природа (5 часов)

2

3

Экология и мы.

1

4

Осенние работы в поле

1

5

Практическое занятие «Пришкольный
участок»
Место человека в мире природы. Принятие в
юные экологи
Осень в лесу

6
7

2. Неживое в природе

практика

(12часов)

3

1
1
1
6

6

Неживая природа

1

1

10

Солнце – источник тепла и света

1

11

Вода, еѐ признаки и свойства

1

12

Берегите воду!

13

Почва – святыня наша.

14

Состав и свойства почвы

8–9

15 –

1
1
1

Погода. Климат.

1

1

18

Предсказание погоды по народным
приметам
Почему нельзя..?

19

Диалоги с неживой природой

1

16
17

1
1

Дата
проведения

3. Живое в природе. Экологические связи
между неживой и живой природой (9 часов)

4

20

Практикум «Хлебные крошки»

21

Кто улетает, а кто остаѐтся

1

22

1

23

Экологические связи неживой и живой
природы
Вода и жизнь

24

Растения рядом

25

Комнатные растения

26

Размножение комнатных растений

27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

28

Практическое занятие «Растения луга и леса»

1

1
1
1

4. Царство грибов (3часа)

1
1
1
3

29

Съедобные грибы

1

30

Несъедобные грибы

1

31

Микроскопические грибы

1

5.Сельскохозяйственный труд весной 3 ч
32

Сельскохозяйственные машины и орудия

33

Сельскохозяйственные работы на
пришкольном участке. Рыхление почвы.
Сельскохозяйственные опыты на
пришкольном участке. Высадка рассады
цветочных культур.

34

5

1

2

1
1
1

18
Итого:

16
34 часа

Тематическое планирование
4-й год обучения
«Познавательная экология» - 34 часа
№
п/п

Тема занятия

Количество часов
теория

Введение
1

(1час)

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1

1. Среда обитания (6 часов)

4

2

Времена года на Земле

3

Наблюдения за сезонными изменениями в

практика

2

1
1

неживой и живой природе
4

Изменения окружающей среды

5

Практическое занятие «Осень на

1
1

пришкольном участке»
6

Условия жизни растений

1

7

Разнообразие животных, условия их жизни

1

2. Жизнь животных ( 4часа)

2

2

8

Динозавры – вымерший вид животных

9

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

10

Экологический проект «Почему нужно

1

1

защищать природу?»
11

Красная книга – способ защиты редких

1

видов животных и растений
3. Реки и озера (8 часов)

5

12

Реки и озера

1

13

Получение кислорода под водой

1

14

Пресноводные животные и растения

15

Жизнь у рек и озер

16

Экологический проект « Человек и его
деятельность – причина загрязнения
водоемов»

3

1
1
1

Дата
проведения

17

Околоводные птицы

1

18

Подготовка акции «Сохраним

1

первоцвет!»
19

Акция « Сохраним первоцвет!»
4. Человек и животные ( 8 часов)

1
5

3

20

Жизнь среди людей

21

Ролевая игра «Это все кошки»

1

22

Домашние животные

1

23

Викторина «Собаки – наши друзья»

24

Уход за домашними животными

1

25

Работа над проектом «Ты в ответе за тех,

1

1

1

кого приручил».
26

Люди и паразиты

1

27

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

1

5.

Сельскохозяйственный труд

4

3

(7часов)
28

Почва

0,5

0,5

29

Семена овощных и декоративных культур

0,5

0,5

30

Заботы хлебороба весной

31

Изготовление «Посадочных лент» семян

1
1

культурных растений
32

Подготовка почвы на пришкольном участке

1

33

Высадка рассады на участке. Составление

1

графика полива
34

Декоративные растения

1
19
Итого:

15
34 часа

Терминологический словарь
Айсберг— плавающая ледяная гора материкового происхождения: Антарктида, ледники
Гренландии, Шпицбергена, Земля Франца-Иосифа и др.
Антарктида (греч. «анти» — против, «ар-тикос» — северный) — полярная область,
расположенная вокруг Южного полюса.
Болота— избыточно увлажненные участки суши, часто со слоем торфа, покрытые
влаголюбивыми растениями. Образуются, как правило, в результате близости грунтовых
вод к поверхности земли, зарастания водоемов или недостаточного стока и испарения
вод.
Вегетационный период— период года, в течение которого температура благоприятна для
произрастания растений.
Водопользование— использование водных объектов для удовлетворения нужд
населения и хозяйства.
Водохранилища— искусственные водоемы с громадными запасами воды, созданные
путем постройки на реках плотин.
Выветривание— разрушение и изменение горных пород под воздействием колебания
температур, воздуха, влаги и живых организмов.
Динозавр – вымершее крупное пресмыкающееся
Дрейф — пассивные перемещения какого-либо предмета (льдина, морское судно),
происходящие под влиянием ветра или течения.
Залив— вдающаяся в сушу часть океана, моря или озера.
Заповедник—территория, где сохраняется в естественном состоянии природный
комплекс, полностью исключена из хозяйственной деятельности.
Землетрясения— подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в
результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и
передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.
Земля— третья по удаленности от Солнца планета. Первая — Меркурий, вторая —
Венера. Среднее расстояние от Земли до Солнца — 149,5 млн км (астрономическая
единица).
Испарение— переход вещества из жидкого или твердого состояния в газообразное —
пар. Зависит от температуры воздуха, его влажности, а также от испаряющей
поверхности и скорости ветра.
Исток— начало реки, место, где появляется постоянное русло водотока.
Источник— естественный выход подземной воды на поверхность, источники часто
встречаются в пониженных местах с залеганием водоносных горизонтов.

Климат— многолетний режим погоды, повторяющийся в данной местности из года в
год. Зависит от широты места, близости морей и океанов, океанических течений, высоты
места над уровнем моря, направления ветров.
КРАСНАЯ КНИГА — список редких и находящихся под угрозой исчезновения
животных и растений всего мира. Виды, включают в Красную Книгу, делятся на
исчезающие, редкие. Из зверей и птиц, обитающих на территории нашей страны, в
Красную Книгу внесены: выдра морская (калан), волк красный, тигр, леопард, белый
медведь, выхухоль, пятнистый олень, дрофа и др.
Ледники— движущиеся естественные скопления льда на земной поверхности.
Образуются из твердых атмосферных осадков там, где в течение года их отлагается
больше, чем тает и испаряется. Они покрывают почти 11 % суши.
Ледоход— движение льдин вниз по реке или другому водоему.
Минеральные ресурсы — это любые потенциально существующие или в настоящее
время извлекаемые из окружающей среды концентрации твердых, жидких или
газообразных природных материалов. Большая часть минеральных ресурсов добывается
из земной коры.
Облака— скопление в атмосфере мельчайших капелек воды или кристаллов льда,
выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами.
Охрана

природы—

рационального

система

взаимодействия

мероприятий,

направленных

человека

природной

и

на

поддержание

среды

(социальные,

экономические, правовые), а также особая научная дисциплина, разрабатывающая общие
принципы и методы восстановления, сохранения и улучшения среды.
Паводок — внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный сильными дождями или
усилением таяния снега. Случается в любое время года.
Погода— состояние нижнего слоя атмосферы, характеризующееся температурой,
давлением, осадками, направлением и силой ветра и другими показателями в данной
местности за определенный промежуток времени (сутки, месяц, год). Многолетний
режим погоды — климат.
Почва— верхний, рыхлый плодородный слой земной коры, на котором произрастают
растения.
Река— естественный водный поток, текущий в выработанном им русле, питающийся за
счет поверхностного и подземного стока.
Солнечная система— система небесных тел, состоящая из Солнца и движущихся
вокруг него под действием тяготения 9 больших планет с их спутниками, десятков тысяч
малых планет, комет, метеорных тел и межпланетного газа.

Фауна—общее название всех видов животных Земли или животных, населяющих
определенную территорию.
Флора— общее название всех видов растений какой-либо местности или всего земного
шара.
Экологическая катастрофа — крайне неблагоприятные изменения природной среды на
обширной

территории,

естественных

возникающие

(землетрясения,

в

вулканизм

результате

действия

и

или

т.

д.)

разрушительных

антропогенных

сил,

сопровождающиеся большим экологическим ущербом.
Экология

(греч.

oikos

—

местопребывание;

logos

—

наука)

—

учение

о

взаимоотношениях организмов с окружающей их средой. Экологический аспект в
экономической географии — взаимоотношения населения, хозяйства и окружающей
среды.

Контрольно-измерительные
эколог»

материалы

освоения

программы

«Юный

Тест «В гостях у осени»
1.Запиши цифрами порядок осенних месяцев:
октябрь
сентябрь
ноябрь
2.Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом? Обведи
нужную букву.
а) выше, чем летом;
б) так же, как летом;
в) ниже, чем летом.
3.Какие осенние изменения происходят в неживой природе. Обведи кружком все
буквы правильных ответов.
а) заморозки;
б) цветение растений;
в) похолодание;
г) листопад;
д) иней.
4.Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.
БОБРЫ
МЕДВЕДЬ
ЬЬЬЬ
ХОМЯКИ
ПЧЕЛЫ

зерно
мѐд
ветки деревьев
жир

5.Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами.
Скворец, журавль, синица, соловей, воробей, кукушка, ворона, ласточка.
*6. Обведи кружком букву правильного ответа.
На юге перелѐтные птицы:
а) вьют гнѐзда;
б) не вьют гнѐзда.

Тест «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»
ВАРИАНТ 1

1.Соедини стрелками название признака и название группы растений.
Один твѐрдый ствол
Один или несколько сочных,
мягких, неодревесневших стеблей
Несколько тонких деревянистых
стеблей

кустарник
дерево
травянистое растение

2.Какой
признак является главным для дерева? Обведи нужную букву.
а) один твердый ствол;
б) много веток и листьев;
в) дерево высокое.
3.Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу
оставшихся растений.
 Орешник, шиповник, смородина, ель, крыжовник – это __________
 Липа, сосна, берѐза, рябина, тополь – это ______________
 Крапива, одуванчик, осина, ландыш, колокольчик – это __________
4.Как отличить хвойное дерево от лиственного дерева? Обведи нужную букву.
а) у хвойных деревьев нет листьев, а у лиственных есть листья;
б) у хвойных деревьев ствол коричневый, а у лиственных - белый;
в) у хвойных деревьев листья в виде иголок, а у лиственных в виде пластинок.
5.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:
берѐза
ЛИСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
ель
рябина
ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ
сосна
лиственница
липа
*6. Допиши предложения.
К зиме стволы деревьев ________________
К зиме стебли трав ____________________
К зиме стебли кустарников _____________
Слова помощники: не изменяются, увядают, отмирают, остаются живыми.

ВАРИАНТ 2

1.Соедини стрелками название признака и название группы растений.
Один твѐрдый ствол
Один или несколько сочных,
мягких, неодревесневших стеблей
Несколько тонких деревянистых
стеблей

кустарник
дерево
травянистое растение

2.Какой
признак является главным для кустарника? Обведи нужную букву.
а) меньше дерева;
б) много тонких, деревянистых стеблей;
в) имеет цветки.
3.Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу
оставшихся растений.
 Берѐза, сосна, липа, тополь, орешник, дуб – это ________________
 Ромашка, клевер, подорожник, шиповник, репейник – это ________
 Калина, крыжовник, лиственница, смородина, рябина – это _______
4.Какой группе растений принадлежат эти признаки? Напиши еѐ название.
Листья в виде пластинок у ______________________.
Листья в виде иголок у _________________________.
5.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:
дуб
Лиственные растения
пихта
сосна
Хвойные растения
калина
клѐн
можжевельник
*6. Допиши предложения.
К зиме стволы деревьев ________________.
К зиме стебли трав ____________________.
К зиме стебли кустарников _____________.
Слова помощники: не изменяются, увядают, отмирают, остаются живыми.

Тест «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ»

А1. Как развивается растение?
1) семя, листья, стебель, плод, цветок
2) семя, плод, листья, стебель, цветок
3) семя, стебель, цветок, листья, плод
4) семя, стебель, листья, цветок, плод
А2. Чего не требуется растению для развития?
1) тишина
2) свет
3) тепло
4) вода
А3. Почему комнатные растения ставят близко к окну?
1) им нужен свет
2) им нужен свежий воздух
3) для красоты
4) чтобы освободить место в комнате
А4. Какой уход не требуется растениям?
1) не надо рыхлить почву
2) не надо поливать
3) не надо встряхивать
4) не надо протирать листья
А5. Как называется плод фасоли?
1) орех
2) желудь
3) фасоль
4) боб
А6. Почему растения нельзя поливать обильно?
1) оно будет очень быстро расти
2) оно не зацветет
3) корни будут гнить
4) листья завянут
А7. Докажи, что растение живое.
1) оно приносит потомство
2) оно умирает
3) оно развивается
4) оно гнется

Тест «В ГОСТИ К ЗИМЕ»
ВАРИАНТ 1

1.Какие зимние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.
Изморозь, гололедица, ледоход, оттепель.
2.О каком зимнем явлении идет речь? Допиши предложение.
Снег подтаивает, становится влажным и легко лепится – это ___________
3.Кто впадает в зимнюю спячку? Обведи нужную букву.
а) волк;
б) лось;
в) кабан;
г) ѐж.
4.Какие птицы зимующие? Обведи нужную букву.
а) грач, сойка, соловей;
б) клѐст, воробей, голубь;
в) скворец, ворона, ласточка.
5.Почему многие птицы зимой держатся ближе к жилью человека? Обведи нужную
букву.
а) здесь можно погреться;
б) здесь проще отыскать корм;
в) здесь можно пообщаться с людьми.
6.Какие животные меняют окраску к зиме? Подчеркни.
Белка, медведь, лиса, заяц, лось.

ВАРИАНТ 2

1. Какие зимние явления происходят в неживой природе? Вычеркни
лишнее.
Метель, снегопад, гололедица, листопад.
2. О каком зимнем явлении идет речь? Допиши предложение.
На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – это ____________
3. Кто не впадает в зимнюю спячку? Обведи нужную букву.
а) медведь;
б) ѐж;
в) белка;
г) барсук.
4. Какие птицы зимующие? Обведи нужную букву.
а) чайка, синица, грач;
б) поползень, сорока, свиристель;
в) чиж, скворец, кукушка.
5. Как люди должны помогать птицам выжить зимой? Обведи нужную
букву.
а) строить для них гнѐзда;
б) помещать их в специальные жилища;
в) подкармливать их.
6. Какое хвойное растение зимует без листьев – хвоинок? Подчеркни.
Сосна, лиственница, ель, можжевельник.

Тест «В ГОСТИ К ВЕСНЕ»
ВАРИАНТ 1

1. Какие весенние явления происходят в неживой природе? Вычеркни
лишнее.
Таяние снега, изморозь, ледоход, гроза.
2. О каком весеннем явлении идѐт речь? Допиши предложение.
Большие и маленькие льдины быстро плывут по течению, сталкиваются и
разбиваются – это __________.
3.

Какие растения раннецветущие? Обведи кружком все буквы
правильных ответов.

а) хохлатка;
б) медуница;
в) тополь;
г) верба;
д) одуванчик.
4. Какие изменения весной происходят в жизни птиц? Обведи кружком
все буквы правильных ответов.
а) прилетают из жарких стран;
б) вьют гнѐзда;
в) отдыхают;
г) выводят птенцов.
5. Выбери примету, не относящуюся к весне.
а) воздух становится день ото дня всѐ теплее;
б) солнце поднимается всѐ выше и выше;
в) появляются первоцветы;
г) животные ложатся в спячку;
д) появляются насекомые;

ВАРИАНТ 2

1. Какие весенние явления происходят в неживой природе?
Вычеркни лишнее.
Ледоход, таяние снега, половодье, метель.
2. О каком весеннем явлении идѐт речь? Допиши предложение.
От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов – это
__________.
Какие растения раннецветущие? Обведи кружком все буквы
правильных ответов.
а) мать-и-мачеха;
б) рябина;
в) чистяк весенний;
г) ольха;
д) ландыш.
3.

4. Какие изменения весной происходят в жизни зверей? Обведи
кружком все буквы правильных ответов.
а) линяют;
б) рождают детѐнышей;
в) начинают петь;
г) продолжают спать.
5. Выбери примету, не относящуюся к весне.
а) дни становятся длиннее;
б) солнце поднимается всѐ выше и выше;
в) появляются насекомые;
г) улетают в теплые края перелетные птицы;
д) зацветают растения;

Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ»
1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов? Обведи нужную букву.
а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за вырубки и строительства городов, дорог, возделывания полей.
2. Отчего загрязняется вода в водоемах? Обведи нужную букву.
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик.
3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
Обведи нужную букву.
а) прозрачные;
б) чистые;
в) бесцветные.
4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву.
а) создают заповедники и национальные парки;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
5. Что такое заповедники? Обведи нужную букву.
а) это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых;
в) это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».