МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Бурятия МУУО Прибайкальского района МОУ "Мостовская ООШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1-4 классы Срок реализации: 4 года Мостовка 2023 Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011./. Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296); Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г. Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ КУРСА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ. Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс). Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности. ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность. ЗАДАЧИ: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; расширять математические знания в области чисел; содействовать умелому использованию символики; правильно применять математическую терминологию; развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, развивать краткости речи. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физикоматематического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия. Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Предполагаемые результаты. Занятия должны помочь учащимся: усвоить основные базовые знания по математике; еѐ ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА. Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеѐк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами: развитие личности ученика, его творческого потенциала; развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления. Основные методы Приѐмы 1.Словесный метод: Рассказ (специфика деятельности учѐных математиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников); словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы). -Анализ и синтез. -Сравнение. -Классификация. -Аналогия. -Обобщение. 2.Метод наглядности: Наглядные пособия и иллюстрации. 3.Практический метод: Тренировочные упражнения; практические работы. 4.Объяснительно-иллюстративный: Сообщение готовой информации. Основные виды деятельности учащихся: решение занимательных задач оформление математических газет знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой проектная деятельность самостоятельная работа работа в парах, в группах творческие работы 5.Частично-поисковый метод: Выполнение частичных заданий для достижения главной цели. Форма проведения занятий - урок. Составные части урока: РАЗМИНКА (3-5 минут) Основной задачей данного этапа является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (памяти, воображения, внимания, мышления) (15 минут) Задания несут соответствующую дидактическую нагрузку, позволяющую углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут) ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК ШТРИХОВКА (15-20 минут) Динамическая пауза развивает двигательную сферу учащихся, развивает умение выполнять Штриховка предметов, построение при помощи трафаретов - это способ развития , знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку достаточно легкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность и быстроту реакции. Форма организации занятий. Преобладающие формы занятий познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. несколько заданий одновременно. речи, так как попутно составляются минирассказы по теме, работают над словом, словосочетанием, предложением. Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др. групповая МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов ( 7 - 10 лет). Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин. Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год. ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ЯВЛЯЮТСЯ: формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА. В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в 1 уровень повседневной жизни. Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего 2 уровень общества и социальной реальности в целом. 3 уровень Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи. Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развѐрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ № 1. 2. 3. Разделы 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 14 12 14 10 6 13 33 10 12 34 14 8 34 18 6 34 Числа. Арифметические действия. Величины Мир занимательных задач Геометрическая мозаика Итого 1 КЛАСС Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 1 КЛАСС № Наименование раздела Содержание раздела Названия и последовательность чисел от 1 до 20. 1 Числа. Арифметические Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих действия. Величины. числа. 2 Мир занимательных задач. 3 Геометрическая мозаика. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № 1 2 3 4 5 6 7 Тема Математика — это интересно. Математика - царица наук. Танграм: древняя китайская головоломка Путешествие точки. Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. Танграм: древняя китайская головоломка Волшебная линейка Праздник числа 10 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 8 9 10 11-12 13 14 15-16 17 18 19 20 21-22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Конструирование многоугольников из деталей танграма Игра-соревнование «Весѐлый счѐт» Игры с кубиками Конструкторы Весѐлая геометрия Математические игры «Спичечный» конструктор Задачи-смекалки Прятки с фигурами Математические игры Числовые головоломки Математическая карусель Уголки Игра в магазин. Монеты Конструирование фигур из деталей танграма Игры с кубиками Математическое путешествие Математические игры Секреты задач Математическая карусель Числовые головоломки Математические игры КВН 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого: 33 ч ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 1 2 3 Дата Тема Математика — это интересно. Танграм: древняя китайская головоломка. Путешествие точки. 4 "Спичечный" конструктор. 5 Танграм: древняя китайская головоломка. 6 Волшебная линейка 7 Праздник числа 10 8 Конструирование многоугольников Содержание занятия Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный контроль. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. 10 из деталей танграма Играсоревнование «Веселый счѐт» Игры с кубиками. 11-12 Конструкторы 13 Весѐлая геометрия 14 Математические игры. «Спичечный» конструктор 9 15-16 17 Задачи-смекалки. 18 Прятки с фигурами Математические игры 19 20 21-22 23 Числовые головоломки Математическая карусель. Уголки Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Подсчѐт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. Знакомство с деталями конструктора, схемамиинструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственно- му замыслу. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. 24 Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20. 25 Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. 26 Игры с кубиками Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчѐт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу, использование метода от обратного. Взаимный контроль. 27 Математическое путешествие. 28 Математические игры Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1- й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырѐм раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2- й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д. «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение простые задач, представленных в одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному алгоритму; с Секреты задач Математическая карусель Числовые головоломки. Математические игры. 29 30 31 32 КВН 33 применением знаний в измененных условиях. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20». Проведение математического КВНа. Подведение итогов. Награждение участников. Итого: 33 ч Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса Обучающийся научится: - понимать как люди учились считать; - из истории линейки, нуля, математических знаков; - работать с пословицами, в которых встречаются числа; - выполнять интересные приѐмы устного счѐта. Обучающийся получит возможность научиться: - находить суммы ряда чисел; - решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками; - разгадывать числовые головоломки и математические ребусы; - находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 2 КЛАСС № Наименование раздела 1 Числа. Арифметические действия. Величины. Содержание раздела Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. 2 Мир занимательных задач. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. 3 Геометрическая мозаика. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № 1 2 3 Тема «Удивительная снежинка» Крестики-нолики Математические игры Кол-во часов 1 1 1 Прятки с фигурами Секреты задач «Спичечный» конструктор Геометрический калейдоскоп Числовые головоломки «Шаг в будущее» Геометрия вокруг нас Путешествие точки «Шаг в будущее» Тайны окружности Математическое путешествие «Новогодний серпантин» Математические игры «Часы нас будят по утрам…» Геометрический калейдоскоп Головоломки Секреты задач «Что скрывает сорока?» Интеллектуальная разминка Дважды два — четыре Дважды два — четыре В царстве смекалки Интеллектуальная разминка Составь квадрат Мир занимательных задач Математические фокусы Математическая эстафета 4 5 6-7 8 9 10 11 12 13 14 15 16-17 18 19 20 21 22 23 24 25 26-27 28 29 30 31-32 33 34 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 Итого: 34 ч ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 КЛАСС № 1 Дата Тема «Удивительная снежинка» 2 Крестики-нолики 3 Математические игры 4 Прятки с фигурами Секреты задач 5 Содержание занятия Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. 6-7 «Спичечный» конструктор 8 Геометрический калейдоскоп 9 Числовые головоломки «Шаг в будущее» 10 11 12 Геометрия вокруг нас Путешествие точки 13 «Шаг в будущее» 14 Тайны окружности 15 Математическое путешествие 1617 «Новогодний серпантин» 18 Математические игры 19 21 «Часы нас будят по утрам…» Геометрический калейдоскоп Головоломки 22 Секреты задач 23 «Что скрывает сорока?» Интеллектуальна я разминка 20 24 25 Дважды два — четыре Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвѐртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Задания на разрезание и составление фигур. Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. 2627 Дважды два — четыре 28 В царстве смекалки Интеллектуальна я разминка 29 30 Составь квадрат 3132 Мир занимательных задач Математические фокусы Математическая эстафета 33 34 Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» . Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте». Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). Итого: 34 ч Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - понимать нумерацию древних римлян; -некоторые сведения из истории счѐта и десятичной системы счисления; -выделять простейшие математические софизмы; - пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»; - понимать некоторые секреты математических фокусов - использовать интересные приѐмы устного счѐта; - применять приѐмы, упрощающие сложение и вычитание; -разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; -решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки; - находить периметр и площадь составных фигур. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 3 КЛАСС № Наименование раздела 1 Числа. Арифметические действия. Величины. 2 Мир занимательных задач. Содержание раздела Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Геометрическая мозаика. 3 Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № 1 Тема 2 3 4 5-6 7 8-9 10 11-12 13 14 15 16 17 18 19 20-21 22 23 24 25 26-27 28 29 30 31 32-33 34 Интеллектуальная разминка «Числовой» конструктор Геометрия вокруг нас Волшебные переливания В царстве смекалки «Шаг в будущее» «Спичечный» конструктор Числовые головоломки Интеллектуальная разминка Математические фокусы Математические игры Секреты чисел Математическая копилка Математическое путешествие Выбери маршрут Числовые головоломки В царстве смекалки Мир занимательных задач Геометрический калейдоскоп Интеллектуальная разминка Разверни листок От секунды до столетия Числовые головоломки Конкурс смекалки Это было в старину Математические фокусы Энциклопедия математических развлечений Математический лабиринт Итого: 34 ч Кол-во часов 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 КЛАСС № Дата Тема 1 Интеллектуальная разминка 2 «Числовой» конструктор Содержание занятий Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Числа от 1 до 1000. Составление трѐхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. 3 Геометрия вокруг нас 4 Задачи на переливание. 5-6 Волшебные переливания В царстве смекалки 7 «Шаг в будущее» 8-9 «Спичечный» конструктор 10 Числовые головоломки Интеллектуальная разминка Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвѐртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670 1112 13 Математические фокусы 14 Математические игры 15 Секреты чисел 16 Математическая копилка Математическое путешествие 17 Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 18 Выбери маршрут 19 Числовые головоломки В царстве смекалки 2021 Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определѐнном транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 22 Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. 23 Геометрический калейдоскоп 24 Интеллектуальная разминка 25 Разверни листок 2627 От секунды до столетия 28 29 Числовые головоломки Конкурс смекалки Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. 30 Это было в старину 31 Математические фокусы 3233 Энциклопедия математических развлечений Математический лабиринт 34 Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» Алгоритм умножения (деления) трѐхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». Итого: 34 ч Требования к результатам обучения учащихся 3 класса Обучающийся научится: - различать имена и высказывания великих математиков; Обучающийся получит возможность научиться: -преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде - работать с числами – великанами; - пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов; понимать «секреты» некоторых математических фокусов. римских цифр; - решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи; - использовать особые случаи быстрого умножения на практике; - находить периметр, площадь и объѐм окружающих предметов; - разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 4 КЛАСС № Наименование раздела 1 Числа. Арифметические действия. Величины. 2 Мир занимательных задач. 3 Геометрическая мозаика. Содержание Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объѐмных фигур из развѐрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечѐнный конус, усечѐнная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС - 34 часа № Тема Кол--во часов 1 Интеллектуальная разминка Числа-великаны Мир занимательных задач Кто что увидит? Римские цифры Числовые головоломки Секреты задач 1 2 3 4 5 6 7 1 1 1 1 1 1 8 9 10-11 12 13 14 15-17 18 19 20 21 22-23 24 25-26 27 28-29 30 31 32 33 34 Итого: 34 ч В царстве смекалки Математический марафон «Спичечный» конструктор Выбери маршрут Интеллектуальная разминка Математические фокусы Занимательное моделирование Математическая копилка Какие слова спрятаны в таблице? «Математика — наш друг!» Решай, отгадывай, считай В царстве смекалки Числовые головоломки Мир занимательных задач Математические фокусы Интеллектуальная разминка Блиц-турнир по решению задач Математическая копилка Геометрические фигуры вокруг нас Математический лабиринт Математический праздник 1 1 2 1 1 1 3 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 1 2 3 4 КЛАСС Дата Тема Интеллектуальная разминка Числа-великаны Мир занимательных задач 4 Кто что увидит? 5 6 Римские цифры Числовые головоломки Секреты задач 7 1011 В царстве смекалки Математический марафон «Спичечный» конструктор 12 Выбери маршрут 13 Интеллектуальная 8 9 Содержание занятий Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Как велик миллион? Что такое гугол? Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Занимательные задания с римскими цифрами. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнѐм с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах) Решение задач международного конкурса «Кенгуру». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определѐнном транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сѐлами. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, разминка электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. 14 Математические фокусы 1517 Занимательное моделирование Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объѐмных фигур из развѐрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечѐнный конус, усечѐнная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). 18 Математическая копилка Какие слова спрятаны в таблице? «Математика — наш друг!» Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. 21 Решай, отгадывай, считай Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. 2223 В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 24 Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). 2526 Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. 27 Математические фокусы Интеллектуальная разминка 19 20 2829 30 31 32 33 Блиц-турнир по решению задач Математическая копилка Геометрические фигуры вокруг нас Математический Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач Поиск части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». лабиринт Математический праздник 34 Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». Итого: 34 ч Требования к результатам обучения учащихся 4 класса Обучающийся научится: - проводить вычислительные операции площадей и объѐма фигур - конструировать предметы из геометрических фигур. - разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; - применять приѐмы, упрощающие сложение и вычитание. Обучающийся получит возможность научиться: - выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. - решать задачи на противоречия. - анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах. - работать над проектами К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ: Раздел Числа. Арифметические действия. Величины: Мир задач: Общие результаты — сравнивать разные приѐмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; — применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; — аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. занимательных — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи. Геометрическая мозаика —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализировать предложенные возможные варианты верного решения; —моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развѐрток; — осуществлять развѐрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УУД Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность для формирования: Личностные УУД -проявлять учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; -умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; -понимание причин успеха в учебной деятельности; - умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя; - представление об основных моральных нормах. - выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; -осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать этапы решения задачи, определять -прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации; -проявлять познавательную инициативу Познавательные УУД Коммуникативные УУД последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; - анализировать ошибки и определять пути их преодоления; - различать способы и результат действия; -адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя -анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; - анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи; - находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; - классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; -отрабатывать вычислительные навыки; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; -формулировать проблему; -строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах; -устанавливать причинноследственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. и самостоятельность; - самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи. -принимать участие в совместной работе коллектива; - вести диалог, работая в парах, группах; - допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; - координировать свои действия с действиями партнеров; -корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; - задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; - критически относиться к своему и чужому мнению; - уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; -принимать самостоятельно решения; -содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников -аналогии: - выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; - различать обоснованные и необоснованные суждения; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. -осуществлять взаимный контроль совместных действий; - совершенствовать математическую речь; - высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ - Участие обучающихся в школьном , муниципальном, зональном турах олимпиад по математике. - Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах. -Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе. -Выпуск стенгазет. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА № п/п 1. Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения 1.Используемая литература (книгопечатная продукция) 1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 5. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7. 6. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000. 7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. 8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006. 11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001. 14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006. 15. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975. 16. Узорова О. В., Нефѐдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами 2. 3. 4 5. и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребѐнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006 19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал. 2. Печатные пособия Демонстрационные таблицы по темам. 1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. 2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. 3. Игры и другие пособия 1. Кубики (игральные) с точками или цифрами. 2. Комплекты карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. 3. «Математический веер» с цифрами и знаками. 4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). 5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. 7. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 8. Набор «Геометрические тела». 10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др. 9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др. 4. Технические средства обучения ПК Мультимедийный проектор Интернет-ресурсы 1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. 6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе. 7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия 8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов